О фильме
Насколько Анна обворожительна, настолько она опасна: ее работа — красиво убивать.
Актеры
Рецензия на фильм
«Анна». Атомная матрешка
1985 год. КГБ рассекретило в Москве группу американских шпионов. 1990 год. Девушка Анна торгует матрешками на Измайловском рынке и попадается на глаза скауту парижского модного агентства. Разумеется, тот понятия не имеет, что на самом деле русская красавица – агент КГБ.
У Люка Бессона есть две традиционно сильных стороны: он делает то, что ему нравится, и он обожает женщин. Первое приводит к тому, что половину картин, к которым Бессон приложил руку, невозможно смотреть в силу космического масштаба и космической же глупости. Второе означает, что в наступающей в кинематографе эпохе феминизма режиссер чувствует себя как рыба в воде – потому что его героини спасали мир и захватывали КГБ еще в девяностые. Шпионский боевик о русской модели, которая мечтает о свободе, естественно сочетает в себе главные черты Бессона. «Анна» – кино сексуально привлекательное и невообразимо смешное.
Это чистейшая клюквенная настойка на Russian vodka, подаваемая в парижском ресторане дрессированным медведем: в глазах тоска, во второй лапе томик Чехова. Традиционные глупости жанра «кровавое кей-джи-би против наивного си-ай-эй» для нашего зрителя дополнительно усиливаются глупостями бытовыми. Например, банкоматами и стрельбой на улицах в 1987 году, явно современной иллюминацией и лэптопами на столе у каждого бандита типа героя Саши Петрова. Хотя есть вероятность, что Piotr на самом деле полицейский с Рублевки, заброшенный сюда нетрезвыми коллегами при помощи случайно найденной машины времени. Это вполне вписалось бы в общее сценарное безумие.
Не щадя никого, включая себя, Бессон громоздит одну нелепость на другую, делая из Анны сперва курсантку-морячку, потом неграмотную наркоманку, потом киллершу, потом модель – и все это в режиме нелинейного повествования и с такими диалогами, что невозможно не смеяться, особенно когда героиня режет себе вены. Саша Лусс в роли Анны вообще все делает смешно: говорит, ходит и занимается сексом. Но эффектности ей не занимать. Впридачу к девушке из Магадана с неподвижным лицом в картине есть брутальный агент КГБ Люк Эванс, интеллигентный агент ЦРУ Киллиан Мерфи и несгибаемая последовательница Дзержинского Хелен Миррен. Все вместе и делают «Анну» обаятельной – за счет сочетания внешних данных, своих попыток играть хоть что-нибудь и общей бессоновости картины, которая явно очень много заимствовала из «Взрывной блондинки».
Фактически «Анна» – это невольная пародия на фильм Дэвида Литча, и именно так ее надо смотреть любому, кто не является поклонником Люка Бессона, особенно в последние годы. В противном случае лучше вообще не ходить в кино. Но те, кто ценит откровенный трэш в сочетании с тезисом «Красота это страшная сила», должны прямо сейчас собирать компанию из понимающих людей и покупать билеты. Единственное препятствие для этого – человеколюбие: в зале могут оказаться зрители с серьезными лицами, которых будут одинаково травмировать и Бессон на экране, и хохот в темноте кинотеатра. Ну, что тут посоветовать… выбирайте пустой зал. Тем более что проблем с этим, скорее всего, не возникнет.