Р. Щедрин – “Боярыня Морозова”
О мероприятии
В Москве пройдет мировая премьера хоровой оперы Родиона Щедрина “Боярыня Морозова”.
На авторском экземпляре партитуры «Морозовой», заботливо скопированном во множестве экземпляров фирмой Schott для первых исполнителей, стоит дата июнь 2006 года. Новое произведение Щедрина, обозначенное им как «русская хоровая опера, доходит до нас с пылу с жару. Первоначально мировая премьера планировалась где-то в Германии в 2007 году, но сам автор справедливо рассудил, что впервые опера должна прозвучать все-таки в Москве, где ее ждут со жгучим интересом и где, собственно, более трех веков назад и происходили реальные события, описанные в либретто. Каждый понедельник и вторник Рахманиновский зал консерватории по утрам наполняется стенаниями народа, то проклинающего, то благословляющего боярыню Морозову, студенты из Камерного хора Бориса Тевлина, которому Щедрин доверил право первой ночи на свое произведение, заучивают наизусть непростые строфы. Добиваясь от своих подопечных идеальной слаженности, Тевлин покрикивает на них и заметно нервничает. В Мюнхене точно так же нервничает и Родион Щедрин для него это не просто обкатка очередного опуса, а произведение, которое он вынашивал более двадцати лет.
Как говорит автор, тема сама шла к нему в руки насколько уважили столичную раскольницу художники, настолько же равнодушно прошли мимо композиторы. Есть, конечно, опера Мусоргского Хованщина но там в центре событий сам бунт. Однако у Щедрина на первый план выдвигается именно героиня железная леди XVII столетия, не побоявшаяся отдать за свою веру огромное состояние, почести и даже родного сына. Сюжет Щедрин решил пересказать словами летописцев основу либретто составляют тексты XVII века из Жития протопопа Аввакума и Жития боярыни Морозовой». Тем не менее никакой музейностью «Боярыня» отдавать не будет в опере нет оркестра (основу составляют хор и четыре солиста), зато есть и труба, и мощный набор ударных инструментов, от литавр до церковных колоколов. Трубач Кирилл Солдатов уже ходил на репетиции к Тевлину когда на фоне воющего хора вдруг раздавался голос его инструмента, то даже привыкших к музыке Щедрина хористов пробрала дрожь. Трудно даже представить, что будет, когда к хору присоединятся армия ударных и солисты статная Лариса Костюк в заглавной роли, представительный бас Михаил Давыдов в роли царя Алексея Михайловича, австралиец Эндрю Гудвин, поющий Аввакума, и чудесное питерское сопрано Вероника Джиоева, поющая княгиню Урусову, сестру главной героини. Быть может, «Боярыня Морозова» заставит скептиков разувериться в уже не раз провозглашенной смерти оперного жанра.
Р. Щедрин. Русская хоровая опера «Боярыня Морозова» (мировая премьера) В. Джиоева (сопрано), Л. Костюк (меццо-сопрано), Э. Гудвин (тенор; Австралия), М. Давыдов (бас-баритон). Камерный хор Московской консерватории. Дирижер Борис Тевлин.