Классика для всех
О мероприятии
16 ноября в Большом зале Московской консерватории состоится серия концертов «Классика для всех»
Программы цикла включают в себя опусы признанных композиторов-симфонистов, ставшие «визитной карточкой» их неповторимого стиля для знатоков, а для любителей – надежным ориентиром в мире академической музыки.
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана предлагает Вашему вниманию серию «Классика для всех», являющуюся важной частью просветительской миссии прославленного коллектива и продолжающую традицию общедоступных концертов.
Сезон 2019-2020 представит работы великих мастеров второй половины XIX века – скандинавских композиторов Эдварда Грига, Яна Сибелиуса и русских – Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова.
Дирижером выступит необычайно талантливый музыкант, профессор Центральной консерватории музыки в Пекине, художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса в Кемерово Тао Линь.
Первое отделение откроет симфоническая поэма финского композитора Яна Сибелиуса «Финляндия». Судьба ее неразрывно связана с историческими событиями, ознаменовавшими конец XIX века в истории Финляндии.
В финале столетия Сибелиус создает цикл, состоящий из увертюры и шести музыкальных картин, иллюстрирующих историю и мифологию финнов. Последняя из них, картина «Пробуждение Финляндии», была впоследствии переработана автором в самостоятельную симфоническую поэму, получившую громкое признание не только у себя в стране, но и за рубежом.
В музыке в сдержанных, даже суровых красках изображена картина духовной жизни, чаяний и надежд финского народа. Шедевр Сибелиуса немногословен, но оставляет потрясающее впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует не только монументальный состав оркестра, но и самобытный характер музыкальных тем, которые можно подчас принять за подлинно фольклорные.
Творческий путь первого норвежского композитора, добившегося громкого успеха в Европе – Эдварда Грига – также проходил в обстановке необычайного подъема национального самосознания в Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, искусству и фольклору. Именно бытовой мелос стал для Грига неиссякаемым источником вдохновения, пронизывающим все его творчество.
Он писал: «Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен Родины, и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство…».
Неповторимый норвежский колорит отличает Концерт для фортепиано с оркестром Грига. Три его части имеют стройную романтическую драматургию: страстный порыв чувств и светлая лирика в первой части, глубокая внутренняя сосредоточенность во второй и блестящая народно-жанровая картина в третьей. Все произведение связано единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала, в которой на первый план выступает характер могучей Норвегии, воплощенной в истинно народных темах.
Сольную партию исполнит один из ведущих американских пианистов современности – Дерек Хан, оригинальный исполнительский стиль которого отмечен особой одухотворенностью, необычайной технической беглостью и кристальной ясностью воплощения замысла композитора.
Восхищаясь талантом Грига – своего близкого единомышленника, Петр Ильич Чайковский в 1888 посвятил ему увертюру-фантазию «Гамлет», написанную под впечатлением от одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Очевидно, образ Гамлета, как его трактовали в романтически раздвоенном, полном колебаний XIX веке, был близок Чайковскому своим душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой, стремлением отрешиться от действительности и уйти мир мечты.
Замысел написать сочинение на тему «Гамлета» Чайковский вынашивал более десяти лет, примериваясь с разных сторон к «чертовски трудному» для музыкального воплощения сюжету и портрету противоречивого принца Датского.
В итоге, идея создать скромную пьесу для малого состава оркестра в драматическом театре переросла в развернутую самостоятельную программную фантазию для большого симфонического оркестра.
Увертюра Чайковского с ее поистине театральной глубиной воплощения драматического замысла, изобретательной оркестровкой и красотой проникновенных песенных мелодий стоит в одном ряду с лучшими творениями мастера. Роднит с ними и тень неумолимой зловещей судьбы, выражением которой в произведении становится властная тема призрака отца Гамлета, – она «открывает» увертюру, грозно появляется в кульминационный момент драмы и затем истаивает с последними аккордами в финале.
Завершением необычайно насыщенного вечера станет концертная сюита из балета «Раймонда» Александра Глазунова – одного из величайших композиторов, жившего на сломе двух противоречивых эпох – XIX и XX столетий.
Обратившись к балетной музыке уже в зрелом возрасте, он использовал в ней свой опыт мастера яркого и красочного оркестрового письма. Глазунов обладал уникальной способностью претворять в стандартных танцевальных формах живые, одухотворенные музыкальные образы.
Так и в балете «Раймонда» сосуществуют два мира: полный благородства и рыцарского достоинства мир идеализированного Средневековья, в котором обитает главная героиня Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый сарацинским царем Абдерахманом и его свитой.
Эти противоположные образные сферы нашли свое отражение в музыкальной драматургии сюиты, составленной из нескольких эпизодов оригинального балета.
Красота оркестровой ткани, эффектная изобразительность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с драматическим противопоставлением контрастных полюсов – возвышенного «европейского» и притягательного в своем блеске «восточного».