Собаки не носят штанов
6/10
3.0/5

Собаки не носят штанов (2019 год)

Dogs Don't Wear Pants   18+

Страна
Латвия, Финляндия
Режиссер/Постановщик
Юкка-Пекка Валькеапяя
Длительность
105 мин.
Премьера в мире
21 мая 2019 г.
Премьера в России
12 декабря 2019 г.

О фильме

Юха, потерявший жену много лет назад, все еще страдает от горя и избегает общения с людьми. Но внезапная встреча с Моной, женщиной, которая любит контролировать мужчин, меняет его жизнь в корне. Юха, чувствуя эмоциональную пустоту, вступает в интимную и духовную связь с Моной, надеясь найти с ней путь к просветлению.

Актеры

Рецензия на фильм

«Собаки не носят штанов». Побег в никуда


Юха отдыхает вместе с семьей в домике у озера, но безмятежность нарушается трагедией: жена Юхи погибает. С этого момента проходит несколько лет, но вдовец все еще находится в глубочайшей депрессии и практически не принимает участия в воспитании дочери. Когда Юха в очередной раз забирает девочку из школы, она сообщает ему, что хочет проколоть язык. Отец не в восторге, но вроде как не против – скорее всего, ему просто наплевать. Вместе они едут в пирсинг-салон, и в ожидании дочери Юха забредает в другое крыло, где на него нападет доминатрикс по имени Мона. Женщина производит на вдовца такое впечатление, что он возвращается в салон на следующий день, на ходу подписывает всевозможные соглашения и начинает путь в удивительный мир БДСМ.  

Спустя пять лет финский режиссер Юкка-Пекка Валькеапяя снял новую драму о личной трагедии и на этот раз даже привез ее в Канны. Картина имеет символичное название «Собаки не носят штанов» и вторит предыдущим темам режиссера, который любит обнажать душу человека в критические моменты жизни. Его «Чужой» и «Они сбежали» — истории о побеге от реальности, трудностей и социума. «Собаки» имеют тот же мотив, и те же характерные для Юкки проблемы. Но все же на фоне предыдущих работ фильм уже выделяется выраженным стилем и сильной идеей.  

Если в предыдущих фильмах герои просто уходят в себя или отстраняются от социума, то на этот раз главный герой глушит душевную физическими страданиями и «путешествиями в прошлое» — когда Мона душит Юху, тот на время отключается и каждый раз видит жену. С этого момента его жизнь трансформируется из нескончаемой депрессии в нескончаемую погоню за прошлым и попытку избавиться от реальности, которая ему не интересна. Столь депрессивная картина завершается типичным для режиссера видением маргинальной стороны Финляндии: БДСМ-вечеринки, захолустные места и нелицеприятные личности действительно отлично сочетаются с упадком духа и грузностью сюжетной линии, которую режиссер пытается передать не словами, а кадрами, музыкой и мимикой.  

Молчание, которое говорит зрителю больше, чем мог бы сказать любой диалог, — высшая степень мастерства, и Юкка пытается сделать на это упор в своей работе. Но проблема в том, что его молчаливые персонажи не передают ничего. В главном герое кроме слабости не видно ни мук выбора, ни внутренней борьбы. А о Моне зритель знает лишь то, что ночью она мучает людей, а днем занимается с детьми и помогает старикам. Наверное, персонажи должны выглядеть глубокими и загадочными, но по факту они кажутся пустыми телами без выраженной мотивации к действиям. 

На данный момент «Собаки не носят штанов» — лучшее из того, что сделал режиссер. Во многом благодаря силе центральной идеи: вопросы о бегстве от жизни, маниакальной зависимости и призраках прошлого, которые вгоняют в мир иллюзий, общем-то, насущные. В критические моменты любой человек может перейти границы, сорваться и поддаться потаенным желаниям. Но эти темы глубоко исследовали многие творцы: Бергман, Тарковский, Триер, а в современном русском кино схожие мотивы были у Звягинцева, и в итоге при просмотре «Собак» не покидает ощущение, что где-то это уже было.  

Режиссер изо всех сил пытался сделать авторское провокационное кино. Но пока что его работе добавляет уникальности лишь скандинавская атмосфера, въедающиеся неоновые тона (привет Гаспару Ноэ) и не самые плохие кадры с вырванным зубом и «золотым дождем» — любители арт-хауса оценят. В остальном сюжет вторичен, а героям не хватает конкретики и наполненности. При этом такое ощущение, что раз за разом режиссер уповает на открытый конец, думая, что это придает загадочности — но фильму нужна не загадочность, а развитие героев, идеи и драмы. 

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Постеры