- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Клим Шипенко
- Длительность
- 90 мин.
- Премьера в мире
- 24 ноября 2019 г.
- Премьера в России
- 26 декабря 2019 г.
- Бюджет
- ₽160 000 000
- Сборы, в мире
- $50 263 878
- Сборы, в России
- $49 738 373
О фильме
Мажор Гриша так достал своими подвигами папу-олигарха, что тот решил отдать его на перевоспитание Ивану Охлобыстину. В смысле – герою Ивана Охлобыстина, который в заброшенной деревне создает воспитательное пространство «под старину», и молодой охламон после очередной пьянки просыпается в полной уверенности, что попал в XIX век.
Актеры
Рецензия на фильм
«Холоп». Кнут животворящий
Кредитка, кабриолет и влиятельный папенька – что еще нужно зарвавшемуся мажору?! Ведь если Гришка захочет, он может разгромить ресторан, поджечь бар — и родитель после любого подвига его отмажет. Правда, когда сынулька ломает ребра не к месту честному полицейскому, терпение папеньки лопается, как мыльный пузырь. Но и тут паршивцу везет, и вместо вполне заслуженных нар парня отправляют на сложносочиненный курорт: сбрендивший от отчаянья олигарх арендует целую деревню, тонну аппаратуры и сотню артистов — и запускает реалити-шоу под названием «XIX век». Вчерашнему барчуку внушают, что он попал в прошлое, в 1860-ый год, и что он теперь не хозяин жизни, а конюх. После чего Гришку тащат на виселицу, резво секут кнутом и соблазняют грудастой хозяйской дочкой. И все это исключительно в воспитательных целях…
Задумка «Холопа» проста, как все гениальное, и симпатична невероятно. Сюжет с перемещением современного городского парубка в фейковую деревеньку из прошлого — настоящая скатерть-самобранка для гомерически смешной комедии положений. Фабула, сталкивающая лбами век нынешний и век минувший, дает повод обыграть разницу между городом и деревней, сделать пародию на съемки реалити-шоу… И очень жаль, что воспользоваться этим богатством по максимуму у авторов не получилось. «Дуэль времен» почти полностью сводится к довольно предсказуемым хохмам об отсутствии нижнего белья и интернета (для контраста вспомните хоть эпизоды из комедии Леонида Гайдая, где Иван Грозный осваивался в квартире у Шурика). Пародиям на кинопроцесс повезло чуть больше — однако шутки на эту тему слишком однообразны, поэтому ближе к концу уже надоедают.
Другая проблема «Холопа» — заниженный возрастной рейтинг и желание продюсеров презентовать фильм как семейный. При этом к семейному кино можно отнести только несколько сюжетных линий, например, отношения Гриши (Милош Бикович) с «крестьянкой» Лизой (Александра Бортич). А вот вполне прозрачные намеки на оральные ласки и обозначение буйного секса в карете вряд ли назовешь идеальными элементами для проекта с пометкой «12+».
Как бы то ни было, «Холопа» Клима Шипенко вполне можно было бы записать в разряд ни на что не претендующих комедий из категории «выпил/посмотрел/пошел доедать оливье», если бы не одно «но». И «но» это связано, как ни странно, с концепцией. Ведь смотрите, что происходит: юный мерзавец ломает ребра сотруднику полиции — и в награду за свои подвиги получает от заботливого отца (Александр Самойленко) дорогущую путевку в XIX век. Там его начинают перевоспитывать кнутом и пряником. Причем в качестве пряника организатор постановки (Иван Охлобыстин) придумывает для «конюха» большую и чистую любовь с хозяйской дочкой, сиречь, с проституткой, услуги которой тоже оплатил сердобольный папенька (в контракте у актрисы Лизы прописан секс с нашкодившим парнем). Место кнута занимает виселица, на которой Гришу пытаются вздернуть — психологическое насилие — и, собственно, сам кнут, которым новоявленного «конюха» несколько раз действительно порют — насилие физическое.
И вот эта-то «целительность насилия», этот гимн кнуту и пугают больше всего. Вместо того, чтобы отнять у мальца кредитку и кабриолет, олигарх просто выпорол его чужими руками, в очередной раз отмазав от тюрьмы того, кто по закону должен был в ней оказаться. Нет, конечно, русскому сердцу мила идея выпороть богача — но, кажется, мы все знаем, чем это заканчивается. И посмотрите на кадры, где человек с плеткой наступает Грише кожаным сапогом на лицо. Кто-то действительно думает, что это смешно?
Не менее страшно и то, что в «Холопе» ода кнуту и перевоспитание виселицей дают отличные результаты: тщательно выпоротый мажор благодарит папеньку за науку, после чего сам берет в руки плеть и гонит к виселице следующего представителя непоротого поколения. Таким образом, за свое послушание он получает не только новую жизнь и большую любовь, но и возможность пороть других, а также тыкать им своими сапогами в лицо — видимо, в качестве бонуса.