- Страна
- Франция
- Режиссер/Постановщик
- Хирокадзу Корээда
- Длительность
- 106 мин.
- Премьера в мире
- 28 августа 2019 г.
О фильме
Кинодива Фабьенн выпускает книгу мемуаров под названием «Правда» и готовится к новой роли. В то же время к Фабьенн в гости приезжает вместе с семьей ее дочь, готовая оспорить примерно каждую страницу воспоминаний матери...
Актеры
Рецензия на фильм
«Правда». Интернациональный триумф
Блистательная французская актриса Фаббьен (Катрин Денев) собирается выпустить биографическую книгу «Правда». Накануне выхода книги, поздравить Фаббьен с этим событием приезжают ее дочь-сценарист Люмир (Жульет Бинош) с мужем-актером Хэнком (Итан Хоук) и маленькой дочерью Шарлотт (Клементин Гренье). Однако встрече не суждено пройти гладко: постепенно у матери и дочери всплывают болезненные воспоминания и вскрываются накопившиеся обиды. Но самой Фаббьен предстоит еще одно испытание — многообещающая начинающая артистка, исполняющая главную роль в новом фантастическом фильме «Воспоминания о моей матери», где снимается и Фаббьен, как две капли воды похожа на ее подругу, которая покончила с собой.
С первого взгляда может показаться странным, что Хирокадзу Корээда вдруг выехал за пределы родной Японии и снял новый фильм на территории Франции. Однако ситуация вполне предсказуема: два года назад невероятно трогательные «Магазинные воришки» завоевали «Золотую пальмовую ветвь» и заслужили номинацию на «Оскар», после чего сам Корээда получил мировое признание, был прозван классиком и влиятельнейшим японским режиссером. Да и сам проект режиссер задумывал уже давно — еще в начале двухтысячных он работал над пьесой, ставшей основой фильма, после чего вел переговоры с Жульет Бинош, а больше трех лет назад начал обсуждение идеи с Катрин Денев.
Поэтому «Правда» — картина не столь неожиданная, сколь удивительная, в первую очередь, самим названием. Корээда обращается к популярной сейчас теме постправды, но исследует ее в своих любимых рамках — семейных отношений. Казалось бы, что тут исследовать, ведь конфликт стар как мир. Но Карээда и не претендует на звание первооткрывателя, его фильм посвящен исследованию вечных вопросов семейных и общечеловеческих ценностей и очаровывает в первую очередь своей теплотой и неспешностью.
Главная героиня Фаббьен написала книгу, название которой «Правда» — и Люмир сокрушается о том, сколько в биографии матери вранья, и что она видела от Фаббьен только безразличие и ложь. С этого момента запускается детальный и полный шероховатостей процесс выяснения отношений между матерью и дочерью. Характеры героинь раскрываются нелинейным образом, а их откровения, несмотря на некую предсказуемость жанра, заставляют удивиться.
Но в конечном итоге ту или иную трансформацию претерпевают все персонажи. На место черствости придет теплота, эгоизм сменит понимание, а конфликты потонут будто сами собой под семейной нежностью, постепенно окутывающей героев фильма. Ситуации, сконцентрированные вокруг лжи, вроде как не решены, — и более того, не исключено, что герои продолжат лгать друг другу и даже сами себе. Но Корээда говорит, что такова человеческая природа и от нее никогда не сбежать. Да и где начинается и заканчивается правда режиссер ответов не дает, вместо этого предлагая делать акцент на человеческих близости и теплоте.
Фаббьен считает, что если актер не преуспел на экране, то он кидается в реальность, а в противном случае ему не страшно одиночество и не интересует будничность. Героиня преуспела как актриса и, возможно, в ее словах есть доля правды. Но почему тогда в ее глазах появляется тоска, когда она видит счастливую дружную семью? Получается, что любой, даже самый сильный и независимый человек, нуждается в любви.
Другая центральная тема фильма — закат актерской карьеры. Корээда поразительно точно понимает главную героиню, словно прописанную под Катрин Денев. И в этом усматриваются откровенные и даже исповедальные нотки самой Катрин, которую с ее героиней объединяют некоторые факты биографии. Например, актриса, подобно своей героине, чуть было не сыграла у Хичкока, и делила творческий успех со старшей сестрой Франсуазой Дорлеак — правда в реальности между ними не было нездорового соперничества. Также в картине есть эпизод, где Фаббьен умышленно проигнорировала в книге факт того, что одну из ролей она получила, переспав с режиссером — Денев не поддерживает движение #MeToo, и фильм подчеркивает эту тему с аккуратной иронией.
При этом, конечно же, героиня не является точной копией Катрин, но тем не менее игра Денев одинаково проникновенна от первой и до последней минуты. Особенно поражает сюжетная линия со съемками вымышленного фильма «Воспоминания о моей матери» — отражения отношений Люмир и Фаббьен, также изолированных друг от друга. Денев, Бинош и Манон Клавель отыгрывают драматическую историю так, что на глаза сами собой наворачиваются слезы.
Со стороны может показаться что «Правда» — типичная синефильская картина. Фильм действительно снят в стиле французских комнатных комедийных драм, но он вовсе не выглядит чем-то наподобие «8 женщин», где также играла Денев. Корээде великолепным образом удалось взять лучшее из французских традиций и интегрировать их в свой философский тонкий мир. Ненавязчиво дают о себе знать даже отголоски культуры других европейских стран и Америки. Тема, посвященная актеру на закате карьеры, относит к незыблемой классике, среди которой прежде всего «Все о Еве», «Осенняя соната» и «Бульвар Сансет», а лейтмотив тоски по матери созвучен с картиной Педро Альмодовара «Все о моей матери».
Режиссер провел тончайшую работу, великолепно скомбинировав множество идей и отсылок к разным культурам. Но нужно ли рассуждать о том, насколько интернационален его новый фильм? Ведь, если присмотреться, «Правда» — все то же старое доброе кино Корээды, посвященное вечным вопросам, и они будут близки любому человеку любой эпохи.