- Страна
- Великобритания
- Режиссер/Постановщик
- Флориан Зеллер
- Длительность
- 97 мин.
- Премьера в мире
- 27 января 2020 г.
- Премьера в России
- 24 марта 2022 г.
- Сборы, в мире
- $24 662 624
- Сборы, в России
- $1 471 933
О фильме
Фильм повествует о 80-летнем Энтони, страдающим провалами в памяти. Его взрослая и вечно занятая дочь Анна пытается нанять для него помощницу, но каждый раз терпит неудачу — ни одна из сиделок не выдерживает буйного нрава старика.
Актеры
Рецензия на фильм
«Отец»: Не забывай…
Старик Энтони (номинант на премию «Оскар» Энтони Хопкинс) одиноко проживает в своей лондонской квартире. Ему уже за 80, к нему почти каждый день заглядывает дочь Анна (номинантка на премию «Оскар» Оливия Колман), внезапно решившая переехать в Париж к своему новому бойфренду. Дабы не оставлять постепенно увядающего отца одного, она пытается найти для него заботливую сиделку. Правда, характерному Энтони затея совсем не нравится — он не видит в этом смысла и отвергает каждого опекуна. Однако помощь старику жизненно необходима: он страдает деменцией и все чаще испытывает проблемы с памятью и мироощущением.
Режиссером «Отца» выступил 41-летний французский драматург Флориан Зеллер, которого в родной стране называют «одним из наиболее значительных литературных талантов». Его романы и пьесы известны по всему миру, а «Отец» и вовсе является обладателем главной французской театральной премии «Мольер». Экранизацию своей пьесы Зеллер не смог никому доверить, поэтому самостоятельно дебютировал в режиссуре. Без обладателя рыцарского титула Соединенного королевства Энтони Хопкинса фильм вообще мог не увидеть свет — если бы он отказался от роли, Зеллер вовсе не стал бы снимать ленту на английском. Недаром главного героя в оригинальной театральной постановке зовут Андре, а режиссер перед отправкой сценария британскому актеру решил изменить имя героя-старика, назвав его в честь Хопкинса.
«Происходит что-то странное» — такими словами Энтони встречает первые явные признаки прогрессирующей деменции. Впрочем, дочь замечала это за ним и ранее: то отец не сможет вспомнить имя ее бывшего мужа, то обвинит сиделку в краже часов, которые на самом деле спрячет в своем тайнике под ванной и благополучно забудет об этом. Поначалу эти мелочи покажутся отголоском возрастных особенностей, но со временем проблемы становятся более серьезными и проявляются все чаще.
Так, в один из множества одинаковых и повторяющихся для старика вечеров происходят по-настоящему странные события. В голове Энтони все смешалось, словно в доме Облонских, — дочь внезапно перестает быть дочерью, лицо сиделки меняется изо дня в день, зять Джеймс становится Полом, да и существует ли он вообще? В этот момент Зеллер буквально заканчивает рассказывать историю и начинает жечь иммерсивным напалмом. Дезориентированный зритель вынужденно становится соучастником блужданий главного героя по лабиринтам памяти и времени. За руку с Энтони он проходит по одновременно знакомым и незнакомым локациям лондонской квартиры, таящей в себе что-то по-кафкиански абсурдное.
Вместе со стариком нам приходится по крупицам собирать пазл из улетучивающихся воспоминаний, подставляя и подходящие, и неподходящие детали. Только вы никогда не соберете — не потому, что сложно, просто невозможно. Будете строить теории, думать о заговоре, искать виновных — кто не доложил в коробку недостающие элементы? И все это придется делать на месте героя Хопкинса. В финале Зеллер покажет оригинальную картинку, которую нужно было собрать, но к тому времени Энтони будет совсем не до этого: старческая беспомощность, вызванная деменцией, будет напоминать младенческую беззащитность, а все, что останется делать, — взывать к тому, с кем приходят в этот мир, к матери.
Зеллер виртуозно устраивает игрища судьбы, в которых он отступает от всех мыслимых и немыслимых законов времени и пространства, будто Чарли Кауфман в «Думаю, как все закончить». Из-за этого старику Энтони приходится справляться с самыми разными эмоциями. В рамках одной персонажа, а иногда и вовсе одной сцены, Хопкинсу удается быть милым, притягательным, смешным, агрессивным, потерянным и беззащитным. Сомневаться не приходится — в «Отце» актер забрался на запредельный уровень и сыграл одну из двух сильнейших ролей в своей карьере.
С помощью монументального перевоплощения Хопкинса и умело сконструированного сценария «Отец» не просто позволяет услышать голос человека, страдающего деменцией, но и предлагает страшное, беспорядочное, трагичное и беспредельно эмоциональное погружение в его запутанный мир.