Последний срок
О спектакле
«Последний срок» вернулся во МХАТ — в той же авторской инсценировке 1977-го. Режиссер-постановщик — заслуженный артист России Сергей Витауто Пускепалис.
Еще до начала спектакля перед закрытым занавесом видны атрибуты мира трогательной «деревенской прозы» Распутина, который знаком еще со школы: в одном углу стоит тачка с сеном, в другом — аккуратно сложенная поленница. За занавесом — идеальная картинка внутреннего убранства деревенской избы: печь, стол со скатертью, комоды и лавки, простыни с кружевами, стены и навесы из ситцевых квадратов.
В том, как сделаны и продуманы декорации и вообще весь антураж чувствуется огромная любовь.
Этот спектакль — приятный на ощупь, возможно, за счет обилия тканей — полотнища под потолком, платочки, одежда героев, покрывала, домотканые дорожки на полу. Они «заворачивают» зрителя в кокон, в котором тепло и уютно — даже ангелу, который сидит рядом с героями и ласковым голосом озвучивает их мысли или комментирует действие.
«Последний срок» — это добротная, крепко сделанная классика. Здесь есть все, что мы любим в традиционном театре: до мельчайших деталей продуманные костюмы и декорации, каждый предмет которых стоит того, чтобы пристально разглядывать в бинокль, понятная сценография, а главное, очень естественная и профессиональная игра актеров, без перегибов, напряжения и излишнего пафоса.
Как будто эта история прямо сейчас происходит где-то в далекой глубинке, а зритель следит за ней в камеру наблюдения. На этом спектакле можно и поплакать, и посмеяться, а после выйти с ощущением того, что в тот вечер понял что-то важное о жизни и о себе самом. И в этом главная задача театра, с которой артисты и все авторы постановки справились на отлично.