О фильме
Вторая часть очень успешного хоррора, в котором женщина вынуждена была рожать в окружении чудовищ, реагирующих на звук. Теперь семья Эббот с младенцем на руках озабочена выживанием еще больше, чем прежде. К тому же выяснилось, что монстры с чуткими ушами не единственная их проблема.
Актеры
Рецензия на фильм
«Тихое место 2»: Тише едешь — дальше будешь
Тихое солнечное утро. На главной улице маленького американского городка ни единой души, и только резко врывающаяся машина разбивает кромешную тишину. Это Ли Эббот (Джон Красински) вместе с глухонемой дочерью Риган (Милли Симмондс) спешит на бейсбольный матч своего сына Маркуса (Ноа Джуп). На стадионе, кажется, собирается весь город — яблоку негде упасть. Однако во время игры начинают происходить странные вещи: на небе появляется неопознанный объект, влетающий в атмосферу Земли, а люди резко вскакивают со своих кресел и бегут, кто куда. А дальше, как в страшном сне: семья Эбботов чудом спасается в кровавой мясорубке на главной улице некогда спокойного городка и еще не догадывается, какой ужас им предстоит пережить. Так начинался первый день — день, после которого звук стал главным врагом человечества.
Вспоминать часы начала апокалипсиса предстоит недолго — мы тут же переносимся на полтора года вперед, ровно в ту точку, где прерывалось оригинальное «Тихое место». Семейство Эбботов с тех пор стало чуть меньше, и за троих детей теперь отвечает только мать Эвелин (Эмили Блант). Она решает отправиться на поиски нового, более безопасного пристанища в края, куда вместе с Ли они не ходили.
«Тихое место 2» должно было увидеть свет еще весной 2020 года, но тогда картину сняли с проката в самый последний момент — это был один из первых переносов коронавирусной эпохи. Прошло больше года, мир сильно изменился, а постапокалиптический экшен-хоррор Джона Красински, написавшего сценарий и вновь занявшего режиссерское кресло, стал чуть ли не главным маркером возвращения фильмов в кинотеатры после длительной спячки.
Смотреть второе «Тихое место» без ознакомления с оригиналом бессмысленно — в небольшом прологе сиквела Красински старается отвечать на вопросы, которые остались у зрителей после просмотра первой части: какие монстры напали на Землю? откуда они взялись? как люди поняли, что инопланетные твари ориентируются только на звук и тотчас прибегают в то место, где появляется хотя бы малейший намек на звон, голос, бряцание или любой другой звук? Именно большое количество вопросов, так и оставленных без ответов, считалось главным недостатком первого «Тихого места» — концептуально, пожалуй, одного из наиболее оригинальных хорроров последних лет.
В сущности, новая картина Джона Красински едва ли отвечает на эти вопросы, зато режиссер решает другие задачи. Действие выходит за пределы двух-трех локаций оригинала — теперь семейству предстоит не только оборонять родное жилище, но и путешествовать в поисках более безопасного убежища. Это моментально лишает «Тихое место» былой камерности и превращает сиквел в эффектное зрелище, где тишина уже не является единственным возможным решением проблем. Продолжение не так бережно относится к звуку и саунд-дизайну: у Эбботов появляется дополнительное время для маневров перед нападением, а тишины в фильме стало еще меньше, даже несмотря на то, она является фундаментом главного достоинства франшизы — ни на секунду не ослабевающего саспенса.
Однако, в отличие от первой части, где напряжение буквально витает в воздухе на протяжении полутора часов хронометража, вторая ослабевает хватку. Первый акт больше походит на неудачный слоубернер, хоть Красински и пользуется уже проверенными скримерами, работает над звуковым дизайном и старается придать повествованию рваный темп. Казалось бы, от «Тихого места» можно было этого ожидать в последнюю очередь, но картина разгоняется лишь к середине, а саспенс так и не добирается до высот первоисточника.
Не эволюционирует и художественный инструментарий Красински. Режиссер умело играет на сильных сторонах оригинала: сознательно разводит героев, чудесно запараллеливает их линии с помощью монтажа и резко сводит их воедино. Этот ход подарил лучшую сцену первой части (роды Эвелин) и две предельно напряженных сцены продолжения.
Впрочем, ключевой недостаток «Тихого места 2» кроется в повествовательной стагнации. Вопреки тому, что Красински всячески старается расширить рамки истории с помощью новых подробностей, красок, локаций и героев (Киллиан Мерфи в условиях постапокалипсиса смотрится как влитой), фактически сиквел застывает в той же точке, что и оригинал. Дети выходят на первый план, спасая близких, а режиссер недвусмысленно намекает на продолжение приключений семейства Эбботов. Из-за этого новое «Тихое место», играющее на том же поле, выглядит скорее филлерным эпизодом, за которым обязательно последует большой и громкий (или все-таки тихий?) финал.
«Тихое место 2», будто по учебнику академично расширяющее вселенную, почти теряет свою главную фишку — тишину. Красински эпизодически прерывает молчание, размениваясь на не слишком удачные решения, но с горем пополам ему удается удержать знамя концептуально свежего хоррора. Ведь сиквел, несмотря на внезапно открывшиеся зрителю недостатки, бодро шагает к своему завершающему аккорду.