Юло Соостер и Тэнно-Пэнт Соостер
О выставке
Компанию сюрреалистическим работам медлительного, философичного и ироничного эстонца Юло Соостера составят произведения сына, проживающего в Израиле.
В сталинский ГУЛАГ эстонский художник Юло Соостер (1924-1979) попал за дело: к стандартным обвинениям в планах захватить военный самолет и улететь в Китай была прибавлена и формулировка “упадочническое диссидентство”. В 1956 году его освободил Никита Хрущев. Правда, уже на знаменитой Манежной выставке освободитель высоко оценил его сюрреалистический “лунный” пейзаж с яйцом – решил снова отправить его на пленер обратно на Колыму. Потом, к счастью, раздумал. В результате вокруг этого медлительного,
философичного и ироничного эстонца, обосновавшегося в Москве, собрался целый
круг молодых художников. Всех особенно привлекал тот факт, что Соостер учился в настоящем, то есть буржуазном Тартуском художественном институте и внимательно изучал альбомы сюрреалистов, в те времена для советского человека недоступные. Компания подобралась очень серьезная – Владимир Янкилевский, Эрнст Неизвестный, Александр Юликов, Иван Чуйков, Юрий Соболев… А также – сам великий и ужасный Илья Кабаков, который даже написал про Юло очень проникновенную книгу.
И все они на каком-то этапе следовали за Соостером, который стремился впихнуть в одну отдельно взятую картину все мироздание целиком.
Весь макрокосм с микрокосмом у Соостера умещались всего в двух основных мотивах, переходящих из одной картины в другую – парящее в воздухе Мировое Яйцо, начало всех начал – и можжевеловые кусты, напоминавшие
о родном острове Хийумаа.
На выставке к работам Юло Соостера добавят произведения сына, проживающего в Израиле.