О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Под треск сотен фотовспышек и приглушенный гул тысяч зевак человек-загадка, эксцентрик, параноик и по совместительству шоколадный магнат Вилли Вонка (Джонни Депп) приоткрывает двери своей фабрики. Пятеро детей, купивших шоколадные батончики с золотым вкладышем, и пятеро сопровождающих их взрослых приглашены на экскурсию в святая святых кондитерского мира им позволено увидеть, потрогать и попробовать на вкус невероятные изобретения мистера Вонки. Водит экскурсию сам фабрикант, чье лицо регулярно перекашивает гримаса то ли ужаса, то ли отвращения. Понять страдания мистера Вонки легко: четверо из пятерых победителей заслуживают скорее хармсовской ямы с негашеной известью, чем счастливого билета в мир молока и какао. Впрочем, сладость кисельных рек тут обманчива: каждый новый цех становится для скверных детей жестоким испытанием. До конца дойдут лишь насквозь положительный Чарли Баккет (Фредди Хаймор) и его старенький дедушка Джо (Дэвид Келли). В качестве награды Вонка предложит Чарли переехать на фабрику и унаследовать его дело. Но тот предпочтет семью.
Эта назидательная трагикомедия — почти дословная экранизация одноименной детской книжки Роальда Даля. Для справки: Даль — антипод Сент-Экзюпери, американец, воевавший в Северной Африке, а после принявшийся писать макабрическую прозу для взрослых и детей. Рассказы Даля кровожадны, как сказки братьев Гримм: писателю ничего не стоило выпотрошить главного положительного героя, словно свинью на мясокомбинате. Семейные хорроры Даля экранизировались раз тридцать, а «Чарли» дважды, считая версию Бертона. Первый фильм о Вилли Вонке был снят в 1971 году Мелом Стюартом и был проклят писателем как еретический: кроме всего прочего, сценарист Дэвид Зельцер переписал все оригинальные песни Даля (мораль тут, как в античной трагедии, подводит хор чернокожих лилипутов) и заставил Вонку говорить цитатами из английской классики. Чары сработали: фильм не получил ни «Оскара», ни «Золотого глобуса», а выпущенные спонсорами шоколадные батончики «Вонка» сами собой плавились на стеллажах магазинов.
Тим Бертон получить напутствие писателя уже не мог — Даль умер в 90-е. Но за соблюдением верной интонации пристально следила миссис Даль. Ведь сорок дрессированных белок, шоколадная река в натуральную величину (пусть и не из настоящего шоколада, а всего лишь из подкрашенной целлюлозной взвеси), танцующие лилипуты и шизофренические декорации блестят, текут и маршируют по экрану не просто так. По-ярмарочному жестокие и патетичные аттракционы имеют высшую цель объяснить детям примат любви к родителям над любовью к сладкому. Или, если по Фрейду, принципа реальности над принципом удовольствия.