О фильме
Рецензия на фильм
Некрасивая немецкая девочка Михаэла учится в университете, мечтает стать учительницей и горячо верит в Бога. Она поет псалмы, ездит с религиозными паломниками по монастырям и время от времени падает в обморок (уже много лет Михаэлу лечат от эпилепсии, но как-то без толку). Лежа в отключке на полу, Михаэла видит великомученицу Катерину и слышит ангельские голоса. По мере того как студенческая жизнь (учеба, танцы, секс) Михаэлы налаживается, голоса становятся все более грубыми и непристойными. Постепенно у девушки проходит желание петь псалмы и даже чтение простой молитвы вызывает эффектные судороги. Взрослые склоняются к мысли, что она одержима бесами.
Фильм Ханса-Кристиана Шмида — ровно о том же, о чем и десяток его предыдущих лент: как нелегко быть молодым. "Ревкием" снят на основе реальной истории одержимой католички Анны-Лизы Мишель, но с сугубо материалистических позиций. Кто здесь настоящие дьяволы, понятно без кавычек — авторитарная мать, местный пастор и викарий-экзорцист, которые из лучших соображений вогнали Михаэлу в гроб. Однако антиклерикальная агитка — штука слишком простая для Шмида. Для тех, кто окружает Михаэлу, Бог — это только рождественский гусь, подарки под елкой, обязательная молитва перед обедом и подушечки, расшитые крестиками. А бороться с подушечками — это как-то мелко.
Шмид смотрит глубже. Очень внимательно, с внешней беспристрастностью, за которой кроются больше силы и страсти, чем во всех криках и всхлипах одержимой Михаэлы, режиссер наблюдает за тем, как больное сознание становится полем битвы между косностью, прикинувшейся моралью, и врожденной жаждой жизни. Шмида интересуют не бледные, как картофельное пюре, родители и беспомощные священники, а сама Михаэла, чей характер прописан с удивительной психологической достоверностью, и которую крючит от распятий, а не от мальчиков, дискотек, уроков и прочих интересных штук. Автор "Реквиема" не хочет от нас всхлипов над трагедией умученной попами крошки. Тут, скорее, нужно просто принять к сведению драматическую историю о нездоровье, идеализме, личном мужестве и вполне взрослом выборе. В конце концов ведь неизвестно еще, что хуже — смерть в постели или жизнь под аминазином.