Турандот
О спектакле
Алматинский оперный отважился на постановку “Турандот”. Что из этого выйдет, мы увидим уже в ноябре.
Именно отважился. Во время памятного ремонта здания труппа пела "Турандот" в концертном варианте. Но надо знать оперу и ее историю, чтобы представить, что просто спеть партии, написанные Пуччини, и попытаться полностью выполнить его замысел — это две разные истории. Во-первых, действие разворачивается в далеком Китае. Для европейца начала ХХ века это был край экзотики, не замутненный понятиями "шопинг" и "ширпотреб". Китай — это сказка, притча, тайна. Естественно, как и многие композиторы своего времени, Пуччини "переболел" Востоком, создавая свой причудливый мир. Так что спектакль обещает быть костюмным, красочным до избытка, фееричным, буквально сражающим зрителя своим блеском. Это не та опера, в которой можно использовать минимализм во внешних эффектах. Во-вторых, критики называют Пуччини "последним из могикан классической оперы". После него можно вспомнить разве что Прокофьева с "Тремя апельсинами". Пуччини был человеком, который сумел собрать воедино все лучшие достижения жанра: накал массовых сцен, эмоциональность сольного пения, красоту и гармонию дуэтов, динамику диалогов, разумность хореографических сцен. И берясь за такое произведение, нельзя потом оправдываться: "Солисты были хороши, но вот танцоры (или оркестр, или хор) слабоваты". Или все, или ничего.
Поэтому над "Турандот" работал звездный постановочный состав. Это — маэстро Ренат Салаватов и "бригада" из Мариинского театра в составе режиссера-постановщика Владислава Окунева (именно он работал над нашим "Аблайханом"), художника-постановщика Юрия Александрова и хореографа-постановщика Гали Абайдулова. Кстати, нам обещаны настоящие танцы в стиле театра кабуки. Кто будет выступать в первом составе, станет известно буквально накануне премьеры. Пока каждую из заглавных партий разучивают по 3-4 звезды оперного театра. А в последний момент Владислав Окунев назовет тех, кто выйдет на сцену в премьере. Это стиль работы московского режиссера. Что интересного можно вспомнить о самой опере "Турандот"? Как известно, Пуччини умер, не успев завершить "Турандот", за него это сделал Франко Альфано, дописав последние дуэт и финал. И 25 апреля 1926 года — в день премьеры стоявший за дирижерским пультом Артуро Тосканини оборвал оперу именно на том месте, где остановилось перо композитора. Сюжета оперы запутан и полон аллегорий. Принц Калаф разгадывает три загадки кровожадной принцессы Турандот и вместо смертной казни, как остальные недогадливые соискатели руки, получает невесту. Но невеста чуть не брызжет ядом и готова кинуться с Великой Китайской стены, лишь бы не стать женой незнакомца. Тогда Калаф почему-то говорит ей, что если она до рассвета узнает его имя, то он согласен быть убитым. Турандот готова повесить всех жителей города, если они выведаютй имя незнакомца. От пыток умирает преданная служанка Калафа. Он же, как слепой, видит только Турандот. В итоге он целует ее и, чувствуя, что ледяная принцесса тает, сообщает ей свое имя, уже не боясь расправы.
Однако у всего этого великолепия есть одно большое "но". По сложившейся в последние годы моде в нашем театре оперу будут исполнять на языке оригинала, то есть на итальянском. А это означает, что большая часть зрителей, если не проявит мужества и хорошо не подготовится, будет вынуждена просто "присутствовать" на великолепном костюмированном концерте.