Моисей Наппельбаум «Ателье»





О выставке
Галерея портретов Ахматовой, Мейерхольда, Книппер-Чеховой, Пастернака, Ленина и его соратников.
«Самая лучшая техника та, которая не видна»,— считал Наппельбаум, в буквальном смысле занимавшийся светописью, но не стремившийся выдать нагора технические ухищрения или сложные ракурсы. Это не помешало ему оставить знаменитую галерею портретов Ахматовой, Мейерхольда, Книппер-Чеховой, Пастернака… (всего в рамках параллельной программы фотобиеннале показывают порядка 200 снимков). Впрочем, из песни слова не выкинешь — в его портфолио остались портрет Ленина (сделанный уже в январе 1918-го) и его соратников, а потом фотограф снимал и другого вождя. Еще в 1919-м Свердлов помог Наппельбауму открыть при ВЦИКе портретное фотоателье в «Метрополе».
Однако успешным Наппельбаум стал не вдруг — уроженец Минска, он учился азам фотодела в ателье Осипа Боретти, где начал учеником копировщика, тот печатал фотографии, а ученик — первая ступенька в иерархии мастерской. И прежде чем стать знаменитым столичным мастером, поколесил по имперским городам и даже в Штатах побывал.