Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма | Арт | Time Out

Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма

Выбор Time Out

О выставке

На ретроспективе Пригова к его образам прилагаются параллели из искусства разных эпох.

С момента ухода знаменитого концептуалиста состоялось уже несколько его ретроспектив, так что сложно было Третьяковке искать новый ракурс. Хотя, по рассказам вдовы Пригова Надежды Буровой, именно к показу в ГТГ они шли с 2007 года и еще сам Дмитрий Александрович планировал устроить тут выставку.

Куратор Кирилл Светляков решил, с одной стороны, сделать ретроспективу, а с другой — сосредоточиться на параллелях к образам Пригова, которые выискивал в разных эпохах. Пригов ведь был универсал и в этом смысле человек Возрождения. К тому же настроенный критически и саркастично: в одном из интервью поэт-художник-скульптор-перформансист говорил, что слова вроде «гений», «художник», «нетленка», «духовка» в их кругу служили «ироническими ругательствами». Творческий универсализм Пригова сталкивает лбами слово с образом, высекая новые смысловые искры. То в стихограммах, то когда художник репродукцию кого-нибудь умильного пейзажика надписывал «тэгом» «Малевич» или «Крученых», то когда выпуски «Правды» он поверх комментировал таким же «тэгом» — «Ужас» или «Гласность», то когда в букет свернул свои отбракованные стихи.

Пространство сжимается до этих бумажек и разрастается до сделанных по приговским эскизам инсталляций (например, «Разрезанный глаз» и вообще глаз как зоркий наблюдатель — «существо» уже высшего порядка и частый мотив у Пригова). Оно снова «складывается» до пустых банок, где вместо содержимого — надпись («Банка тьмы», например), и снова разворачивается до обращений к гражданам: «Граждане! Наше будущее побеждает нас с большим опережением» (перформанс 1986 года, тогда на улицах появились такие вот надписи).

Все это вещи известные, хотя и не теряющие актуальности. Новый ход — как раз в параллелях. Вот, скажем, в связи с приговскими пустыми банками Светляков вспоминает среди прочего уорхоловский суп Campbell’s или пустую коробку «Интуиции» Йозефа Бойса. И так со многими мотивами. Идея плодотворная, хотя кое-где с репродукциями-параллелями, напечатанными в виде небольших имиджей, эдаких заметок на полях, можно и поспорить. Все-таки не очень понятно, отчего эскизы к инсталляции «Для бедной уборщицы» понадобилось сравнивать с «Экстазом Святой Терезы» Бернини?

Билетов не найдено!

Закрыть