Александр Родченко “Фотография – искусство”
О выставке
Великий русский авангардист Александр Родченко еще в двадцатых придумал почти все, что теперь называется фотоискусством.
Название выставки восходит к тексту Родченко 1934 года – тогда великому авангардисту пришлось прилаживаться к новой эпохе и доказывать, что и фотография может служить делу социалистического строительства ничуть не хуже, чем большая картина. Родченко был убежден, что истинный художник – тот, кто обладает мастерством проникать в каналы массовой коммуникации и манипулировать сознанием масс.
Фотографировать он начал в 1924 году и почти сразу же воплотил в жизнь грандиозный проект – ракурсную съемку под резким углом сверху, снизу, сбоку. Только такой подход мог “отражать” динамику новой эпохи.
С тех пор Родченко почти целиком переключился на фотографию, стал одним из самых популярных репортеров. Его визуальные формулы времени в какой-то момент утратили свой первоначальный идеологический заряд и стали документами не менее важной революции способов зрения и наблюдения. Тот факт, что парящая в воздухе пловчиха есть комсомолка и просто красавица, перестал иметь столь принципиальное значение. Но непонятно, каким образом пойманное движение и фантастическая композиция этого снимка сделала его абсолютной классикой фотографии.
Все эти сокровища, собранные из разных мест, легко заполнят целый Манеж, тем более что к раритетным снимкам присоединятся изображения, оцифрованные с авторских негативов, хранящихся в семье художника. Антиквары такие вещи презирают, не считая их подлинниками, но они бесценны для всякого, кого интересует, откуда появилась и как возникла современная точка зрения на окружающий мир, и совершенно необходимы для первой персональной фотографической выставки Родченко. Еще более полную информацию по всем вопросам, связанным с жизнью и творчеством художника, можно получить из шикарного альбома, выпущенного в рамках издательской программы “Интерроса” прямо к выставке. Перелистывая страницы, можно еще раз убедиться: фотография – это нечто большее, чем искусство.