Бесприданница
- Режиссер/Постановщик
- Лев Эренбург
О спектакле
Работа питерского режиссера-хулигана Льва Эренбурга. Ларису играет Полина Лазарева.
Проблема бедности, что лишает главную героиню «Бесприданницы» Ларису Огудалову свободы выбора, превращает ее в «вещь», к которой прицениваются, разыгрывают в орлянку и, попользовавшись, выбрасывают, — режиссера Льва Эренбурга совершенно не заинтересовала. Никаких непреодолимых преград для счастья у героев его спектакля в «Маяковке» нет. Разве что сиюминутные слабости, чаще связанные с азартом и пацанскими «понятиями», в самый неподходящий момент вдруг срабатывают и заставляют любящих мужчин отказаться от Ларисы.
Искатель миллионного приданого красавчик Паратов, которого любит бесприданница, по Островскому, и в мыслях не держал женитьбу на ней. Эренбург придумывает сцену, в которой Паратова (А. Фатеев) пытают утюгом, требуя отдать огромный долг, и еще грозят: не отдашь — то же будет и с твоей Ларисой. Бедняге приходится, спасая любимую, жениться на деньгах. А порыв страсти и понятной ревности заставляет его разрушить свадьбу возлюбленной с другим, переспав с ней прямо в день помолвки. Ну, в общем, герой.
Незадачливого жениха Карандышева (А. Дякин) Лариса (Полина Лазарева), которая в начале спектакля похожа на молоденькую учительницу, «школит» уверенно и жестоко: не люблю, но будь добр — соответствуй моим требованиям и помни: позовет Паратов — уйду. Бедняга и рад стараться, но прихвастнуть невестой перед пацанами захотел, выпил лишку, и ее из-под носа увели. Он было простил ей измену, да опять перед пацанами решил пистолетом хвастануть и случайно убил любимую.
Молодой мажор Вожеватов (Вс. Макаров) — друг детства Ларисы — накопил денег на огромный пароход, на котором мечтал ее покатать и объясниться в любви. Но в день покупки бедняга поставил любимую на кон и проиграл. А по-пацански карточный долг важнее любви. Ну и гори тогда купленный пароход ярким пламенем за ненадобностью.
Наконец, миллионщик Кнуров (Ю. Лахин), зная о любви Ларисы к другому, готов на все глаза закрыть и стать ее папиком. Бедняга эффекта ради, забыв про радикулит, изогнулся картинно, предлагая руку и билеты в Париж — тут-то его и прихватило. Вот и вся любовь.
В этой, по режиссерскому определению, «эксцентрической мелодраме» каждому персонажу дана сцена-бенефис, где он под цыганские мотивы успевает исполнить красивый «выход» со страстью и нелепый «отход», по дороге спотыкаясь и натыкаясь на углы и стены. Им больно, их жалко. А что девушку убили… Ну, так получилось… Бывает.