Страсти по Бумбарашу | Time Out

Страсти по Бумбарашу

О спектакле

Режиссер Владимир Машков ставит знаковый для театра Табакова спектакль по пьесе Юлия Кима «Страсти по Бумбарашу». В свое время постановка объездила полмира, а теперь возвращается на сцену с обновленным составом: в ней задействована почти вся труппа Театра Олега Табакова, а также студенты Школы Олега Табакова.

Режиссер Владимир Машков: «В каждом театре, я уверен, должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни. Если артисты могут поддерживать в них пламя, значит, коллектив продолжает жить. Я всегда держал в памяти эту работу как мой долг Олегу Павловичу. Я выполню этот долг с радостью, потому что я помню, как он любил этот спектакль.

Сейчас столетие окончания Гражданской войны. Гражданская война — самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор. “Страсти по Бумбарашу” разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас. Этот спектакль — еще и возможность взглянуть на себя, как в зеркало. Может быть, еще не поздно включить инстинкт самосохранения и самосохраниться».

Бумбараш, живой! «Страсти по Бумбарашу» вернулись в Театр Олега Табакова

Автор: Нелли Когут

Спектакль «Страсти по Бумбарашу» создан как дань уважения основателю театра Олегу Табакову. При жизни он сам хотел видеть в своем театральном подвале на Чаплыгина обновленную версию этой сверхуспешной постановки, созданной Владимиром Машковым еще в 1993 году. Она завоевала любовь зрителей как исполнителями главных ролей (в том спектакле играли Евгений Миронов, Анастасия Заворотнюк, Виталий Егоров и Андрей Смоляков), так и сразу западающими в память и душу ностальгически-сентиментальными песнями Юлия Кима и Владимира Дашкевича.

Спустя почти 30 лет с первой премьеры в Театре Табакова появился обновленный «Бумбараш» с участием практически всей труппы театра и юными выпускниками театральной школы Олега Табакова.

«Друг на друга, брат на брата. Это время каково!»

«Бумбараш» создан по мотивам нескольких рассказов Аркадия Гайдара. Они переносят нас во время конца Первой мировой, практически без паузы перетекающей в Гражданскую. Посреди взрывов фугасных снарядов мы встречаем нашего Бумбараша. Он немножко Василий Теркин, немножко народный Иванушка-дурачок, который и от смерти уйдет, и любовь свою непременно завоюет.

Бумбараш падает на подбитом воздушном шаре, а вернувшись домой, обнаруживает любимую женой собственного брата, а старого дружка Яшку — исступленным коммунистом. Ни невесты, ни хозяйства, большевики сражаются с белогвардейцами, против всех — черные анархисты. Все сражаются со всеми, и как ни бежит Бумбараш от войны, убежать не может. Что ж, снова в бой?

Вздыбленное, искореженное время не приносит покоя «мирной» жизни. А откажешься воевать — уворачивайся от снарядов с картечью и беги.

Таково гуманистическое послание создателей спектакля — человек должен избавиться и избавить будущие поколения от бедствий войны. Получается трагикомедия о бессмысленности кровопролития.

«Наплевать, наплевать, надоело воевать»

Большая доля очарования спектакля заключается в том, что он музыкальный: песни здесь не только неотделимы от самого действия, но и усиливают сказовое, фольклорное звучание. Автор музыки Владимир Дашкевич и поэт Юлий Ким, создавшие по-настоящему народное музыкальное сопровождение, фактически стали сорежиссерами постановки. Каждая песня («Наплявать, надоело воевать» Бумбараша, «Вот и прыгнул конь буланой с этой кручи окаянной» Варвары, «Журавль по небу летит, корабль по морю идет. А кто меня куда влекет по белу свету?» Левки) становится красочной характеристикой персонажа. Точно подобранное слово, мотив — это и характер, и судьба героя. Поэтому в равной степени они и поются, и играются.

При этом мелодии здесь меняются на протяжении всего повествования. Частушечный задор солдатской песенки Бумбараша сменяется цыганской лирикой у Левки, а затем — шансонным, «блатным» обаянием песни атаманши Соньки.

«Для военных для целей посылают, кто ловчей»

Севастьян Смышников на роль Бумбараша — это пример невероятно удачного и грамотного кастинга. Добрый, неунывающий, деревенский парнишка-затейник и в то же время человек с каменным лицом и тоской в глазах, повидавший многое на путях войны. Смышникову досталась роль, в которой есть, где развернуться, и он пользуется этой возможностью. Образ Бумбараша он создает с чувством всесильности, могущества своего персонажа. Он, конечно, настоящий герой, добывший славу на полях сражения, но и сказочный персонаж, вернувшийся из тридевятого царства, где сражался с злодеями.

Конечно, вовсе не случайно название спектакля (в отличие от кинофильма, просто «Бумбараша») отсылает нас также к христианской традиции жанра страстей. Бумбараш проходит свой путь страданий, где можно уловить некоторые канонические элементы этой формы: триумфальное возвращение, тайная вечеря (ужин и разговор с братом, причем сначала его не узнают, «отрекаются») или «воскресение» из мертвых после того, как немецкие пушки подбили его воздушный шар-разведчик.

Ангелина Пахомова играет Варю с большой внутренней силой и душевной чистотой. Ей, как и Смышникову, не чужды карикатурные и сатирические краски — их герои явно одного поля ягоды.

«Но тушите, пожалуйста, свечи, если пламя хотите зажечь!»

Очень колоритный, едкий и хлесткий образ создала Анна Чиповская для своей предводительницы бандитской шайки Софьи Николаевны. Чиповская купается в этом образе бывшей аристократки, светской дивы, а теперь — предводительницы воров и разбойников. Она умна и опасна, у нее острый, как бритва, язык, и не всякая человеческая жизнь для нее имеет значение. В ее паутину и попадает трогательный и доверчивый Яшка (Владислав Миллер). Наивность — не то, что прощается в подобные времена. Сыграть такую Соньку-атаманшу могла, конечно, только актриса исключительной харизмы и магнетизма.

Ей под стать и возлюбленный — великолепный белый поручик Ильин в исполнении Евгения Миллера. Этот картинный герой как никто умеет носить военную форму, знает цену своим боевым подвигам и предан своей службе и товарищам.

«Воротился я домой из-под смерти, тот же самый»

Несмотря на бережно пронесенный через годы и воссозданный на сцене дух прежней постановки, конечно, нельзя сказать, что новая в точности ее повторяет. Сцена на Сухаревской значительно больше, что позволило (да и потребовало) создать больше массовых сцен — они все внешне динамичные, но при этом всегда наполнены внутренним действием. Например, одна из новых сцен, вальс бандиток с белыми офицерами, выглядит очень эффектно и торжественно. Плащи красиво развеваются, когда пары кружатся в танце. А сколько всего сказано взглядом и прикосновением между Сонькой и поручиком.

Заиграли по-новому и декорации Александра Боровского. Зримое воплощение получил образ дома, как конструктор из прозрачных стенок, собирающийся вокруг героев, а потом одним движением разлетающийся по воздуху. Война всех оставляет бесприютными.

Бумбараш тем и отличается от всех остальных, что для этого сельского однолюба-пацифиста простые радости мирной жизни, разделенные с любимым человеком, становятся главной ценностью в жизни. И этот посыл жив в спектакле сегодня, как и 30 лет назад.

Билетов не найдено!

Закрыть