Разборки в стиле кунг-фу
О мероприятии
Шанхай лихорадит случилось неслыханное! Никому не известные оборванцы из кондоминиума «Свиная аллея» надавали пинков зловещей банде «Топора», заставив строгих парней в сюртуках и высоких шляпах (на дворе конец 1930-х, в кинотеатры только что завезли «Цилиндр» с Джинджер Роджерс и Фредом Астером) скакать как мячики для пинг-понга. Но это только часть истории о разборках в стиле кунг-фу. Эпохальное противостояние скромных торговцев лапшой и всесильных хозяев города служит фоном …
Шанхай лихорадит случилось неслыханное! Никому
не известные оборванцы из кондоминиума «Свиная аллея» надавали пинков зловещей банде «Топора», заставив строгих парней в сюртуках и высоких шляпах (на дворе конец 1930-х, в кинотеатры только что завезли «Цилиндр» с Джинджер Роджерс и Фредом Астером) скакать как
мячики для пинг-понга. Но это
только часть истории о разборках в стиле кунг-фу. Эпохальное
противостояние скромных торговцев лапшой и всесильных хозяев города служит фоном для
банальной человеческой истории туповатого мошенника Синга. Разочаровавшись в добрых
делах после неудачного боя с сопливой компанией дворовой
шпаны, юный Синг стал на путь
мерзостей и порока. Однако ни рэкет парикмахеров, ни ограбление ларька с водой не приносят ему душевного покоя. Лишь
вступив, словно в чистилище,
в банду «Топора», Синг переживает душевное и физическое перерождение и становится тем, кем
ему написано быть на роду: великим мастером кунг-фу, владеющим бронебойной техникой
ладонь Будды.
Вся эта дичь преподнесена
режиссером Чоу на сияющем
блюде: пространство кадра
Разборок производит впечатление витрины в Столешниковом переулке. Правда, вместо
гламурных манекенов тут выставлены кривляющиеся гуттаперчевые мальчики в обносках но за всем этим видны
сутки бессонного корпения над
Макинтошем.
Режиссер, актер и каскадер
Стивен Чоу, известный у нас по Убойному футболу, снимает
фильмы с твердым убеждением,
что сейчас модно все оплевывать (и это действительно так).
Поэтому он издевается не только над клише сентиментальных
восточных драм или сочным чавканьем ударов Брюса Ли и Джеки Чана, но и над законами физики и даже морали. Сцену, в которой благородный кибальчиш заступается за обижаемую
девочку, Чоу ставит так, словно
он тоже не прочь поживиться
леденцами бедной крохи.
Что же касается боев без правил, то тут Стивен демонстрирует
угарную кровожадность Чака
Джонса и Текса Эйвери, легендарных аниматоров, наперегонки изобретавших дьявольские
пытки для кота Тома и кролика
Багза Банни. Вбивание в небо
живых мешков скостями происходит при помощи умело отретушированных стальных тросов.
Выглядит эта воздушная гимнастика не менее красноречиво
и саркастично, чем невозмутимая маска Бастера Китона или
семенящая походка Чарли Чаплина. Правда, говорят, что в родном Китае Стивена Чоу ценят не за этот аристократизм формы,
а за виртуозную, на грани непристойности, двусмысленность диалогов. Надеемся, теперь все изменится из «Разборок» ясно,
что Чоу умеет с легкостью переводить игру смыслов с кантонского диалекта на язык образов.
Во всяком случае, именно у него
головоломная метафора падали стремительным домкратом
обрела видимое воплощение.