Одно место рядом с другим
О выставке
Молодые художники собрали в подвалах Винзавода десятки различных мест.
Винзавод недавно обзавелся собственной программой и уже с гордостью объявил, что формулирует собственное художественное послание обществу и отличается от других площадок институциональной поддержкой проектов.
Секрет успеха Винзавода прост — раскручивать молодых художников, щедро разбавляя их известными именами вроде Олега Кулика. «Одно место рядом с другим» сделано по той же схеме — собрала его куратор винзаводовского цикла 2014-го года «Фокус на реальность», двадцатипятилетняя Анастасия Шавлохова, совместно с Лукасом Топфером. Самим же художникам в основной массе не более тридцати лет.
Структура выставки привлекает разнообразием — тут и видеоарт «Взятие высоты» Ивана Бражкина с крыши котельной спального района, и видео-документация «Преодоление» Фабиана Кнехта с забрасыванием петард из Китая через границу в Северную Корею. Попытка собрать множество «мест» в одном темном подвале Винохранилища не сказать чтобы очень амбициозна или отсылает к невозможному — столь очевидные пространственные перемещения есть суть экспозиции. Проходя темноту главного Винохранилища, невольно притормаживаешь — из-за угла многозначительно поблескивают шлемы 16 солдат ОМОНа Юлиуса фон Бисмарка. Это роботы, их движения едва заметны, как у человека, долгое время пытающегося стоять неподвижно. Через их сомкнутый ряд невозможно протиснуться, не прикоснувшись к чьей-нибудь камуфляжной руке или телу в «бронике». Своеобразный экспонат будто прилюдно оголяет зрителя — и вот уже невольно ощущаешь себя на баррикадах.
Тем же, кому словосочетание «молодые художники» набило оскомину, стоит сходить хотя бы за «Веткой» Андрея Монастырского — это музыкальный инструмент в форме полированной ветви, висящий на цепях посреди зала. «Ветка», кстати, по кураторской задумке создает вокруг себя еще одно «место». Природа, песок, подвал — простые слагаемые чувства защищенности, как в детстве, когда забираешься в подвал во время игры в прятки. Помимо Монастырского, «старичком» на выставке также будет Кристиан Мегерт со своими «Лайтбоксами», открывающими окошко в третье (четвертое, пятое, и так до бесконечности) измерения.
Кубанская арт-группировка ЗИП устроила в рамках выставки «Третью утопию». Благословенная бухта, омываемая водами Черного моря недалеко от Анапы, своеобразная «летняя резиденция», переехала на время выставки в Москву. Художники перевозили пустые бутылки, хлам, гамаки, нестираные полотенца столь усердно, что вспомнить московскии реалии удается только на выходе из Винохранилища. Сами же авторы пируют, спят и общаются прямо внутри деревянного города с множеством шалашей и комнат. Все это, конечно, напоминает «Отель Москва» в Artplay весной 2013-го, — отличие лишь в том, что кубанские коллеги Стаса Шурипы и Тины Гюнтер ничего не создают, доставляя зрителям сомнительное эстетическое наслаждение.
Выставка проходит в рамках собственной программы Винзавода и VI Московской биеннале современного искусства.