Мадам Бовари
О спектакле
Поставленный по роману Флобера спектакль хореографа и режиссера Аллы Сигаловой про страсть, губительную и фатальную.
Эмма Бовари – замужняя дама, живет в маленьком провинциальном городке Франции. Супруга не любит, презирает за его простоту, скучает, заводит одного любовника, второго, тратит впустую деньги, в результате – любовники исчезают, дом за долги отбирают, запутавшаяся Эмма травится, а муж остается у разбитого корыта. Говоря кратко, роман Флобера – о том, как женщина меняет дом на модные тряпки, семью – на адюльтер и настоящее вытесняется мнимым. Эмма (в которой есть что-то от Анны Карениной, что-то от Катерины Кабановой и очень много от “русской леди Макбет” – Катерины Измайловой) существует “вхолостую”, за всеми переплетениями ее жизни – пустота душевная и духовная. Иными словами, “Мадам Бовари” – не про одну только женскую страсть. А спектакль хореографа, а теперь и режиссера Аллы Сигаловой как раз посвящен исключительно страсти, губительной и фатальной. Не зря установленная на поворотном круге декорация, состоящая из белых секторов, по мере вращения опутывается черным канатом (мол, затягивается петля), а ближе к финалу в качестве “крещендо” звучит музыка, напоминающая главную тему из фильма “Омен”.
Эмма здесь постоянно находится в состоянии сексуальной ломки – бросается на всех мужчин, попадающихся на пути (в спектакле не меньше пяти эротических сцен, в которых полуголые актеры изображают пылкие ласки). Александра Урсуляк играет свою героиню угловатым и почти асексуальным подростком: хриплый, срывающийся голос, резкие движения, голые коленки и сведенные вместе носки. Из-за такого противоречия между режиссерской идеей и актерской интерпретацией в сигаловской “Мадам Бовари” остается очень много непонятного. Например, Рудольф-соблазнитель (Андрей Сухов) тут – грузный двухметровый муж с длинными кудрями и поставленным басом; сознательно или бессознательно, он оказывается почти фарсовым персонажем. Так, в одной из сцен Эмма спрашивает Рудольфа: а счастье есть? А он в ответ басит: “Конечно! И в один прекрасный день оно… (делает по направлению к ней несколько медленных, чуть ли не балетных шагов от бедра) приходит!”
Ну а самый симпатичный и обаятельный здесь, как ни странно, – муж Шарль, улыбчивый добродушный паренек (Александр Матросов). И, может быть, поэтому после спектакля в голову приходит совершенно бытовой и не относящийся к сюжету вывод: не мешало бы Эмме Бовари к своему мужу приглядеться получше. Он очень даже ничего.