Борис Годунов
- Режиссер/Постановщик
- Константин Богомолов
О спектакле
Долгожданная премьера Богомолова о самом известном убийце в истории России.
Трагедия «нашего всего» о самозванцах во власти в этом сезоне просто нарасхват. Режиссеру Константину Богомолову она показалась настолько злободневной, что он не стал привычно для себя переписывать текст, а лишь дополнил его «комментариями на полях» — ехидными титрами-пояснялками, беззвучно высвечивающимися на многочисленных экранах. Пушкинский стих вполне органично звучит в нейтральном, без примет времени, пространстве из уст современно одетых функционеров, произносящих его как протокольную речь, без эмоций. Возня за шапку Мономаха — дело привычное, веками доведенное до автоматизма с непременными дежурными убийствами любого, кто даже случайно оказался помехой на пути. Ничего личного: Годунов (Александр Збруев) убивает и мужа своей сестры — царя Федора, и его наследника Димитрия, и саму сестру. Меняющий его Отрепьев (Игорь Миркурбанов) начинает с летописца Пимена и далее без остановок. Метящая на трон Марина Мнишек (Мария Миронова) с узнаваемо уложенными косами на голове просит с милой улыбкой убивать по дороге к Москве побольше русских и жидов.
Режиссер, в прежних спектаклях которого все зло происходило из проклятого советского прошлого, теперь с холодным и злым презрением констатирует, что и до 1917 года во властных структурах дело было не чисто, а народные массы безмолвствовали. Причем не только в отечественных пределах. Польский двор, представляющий Европу, ничем от русского не отличается. Поляков даже играют те же актеры. Смена голов под шапкой Мономаха никакого значения не имеет. Надежды на улучшение власти глупы. Мысль эта в спектакле становится очевидной довольно быстро, убивая интригу и превращая его в цепь доказательств очевидного, украшенную пародийными гэгами да песнями Макаревича и Глюкозы.
Ленкомовские актеры легко приняли монотонную, без эмоций манеру игры, характерную для спектаклей Богомолова, будто они вместе с режиссером с саркастической улыбкой поглядывают и на персонажей, и на публику сверху вниз. Только приглашенный на роль Гришки Игорь Миркурбанов, слишком картинно изображающий его уркой из сериалов, что штампует НТВ, выбивается из ансамбля. А в финале неожиданно мощно «включается» Александр Збруев. Его Борис, почувствовав приближение смерти, вдруг начинает подыскивать слова, чтобы нарисовать сыну образ мудрого правителя. Но слова эти обращены к безмолвной, отрешенной и очевидно слабой девочке, уши которой заткнуты наушниками. Мария Фомина так играет здесь всех законных наследников: и царевича Димитрия, и Федора Годунова. Власть им явно не удержать. А значи, череда самозванцев не прервется.
Иллюстрация: Отрепьев – Игорь Миркурбанов. Александр Стернин