Мир Альфреда Хичкока
О мероприятии
От книги про Хичкока, тем более с таким завораживающим названием, ждешь чего-нибудь невероятно глубокого и основательного. Ну в самом деле это же не угрюмый Сокуров, не откровенный циник фон Триер и не примитивист Китано (предыдущие фигуранты кинотекстов издательства «НЛО»), а гигант-весельчак, ровня Эйзенштейну! В священную корову Хичкока превратили еще в 1950-х французские критики. Американские интеллектуалы считали его фильмы-саспенсы зрелищем низкопробным, французы же заявили, что именно саспенс и есть синоним зрелища. …
От книги про Хичкока, тем более с таким завораживающим названием, ждешь чего-нибудь невероятно глубокого и основательного. Ну в самом деле это же не угрюмый Сокуров, не откровенный циник фон Триер и не примитивист Китано (предыдущие фигуранты кинотекстов издательства «НЛО»), а гигант-весельчак, ровня Эйзенштейну! В священную корову Хичкока превратили еще в 1950-х французские критики. Американские интеллектуалы считали его фильмы-саспенсы зрелищем низкопробным, французы же заявили, что именно саспенс и есть синоним зрелища. С тех пор каждое новое поколение критиков и культурологов с радостью узнавало в Хичкоке своего парня. Так что сейчас интересно уже не что именно имеет значение в фильмах Хичкока (судя по количеству аналитической литературы, тут имеет значение все), а почему.
Первая половина книжки, написанная питерским театро- и киноведом Мариной Жежеленко, как раз об этом «всём». «Психонализ по Хичкоку», «Хичкок и модернизм», «Загадки без разгадок (это о Птицах), глава о детстве и отрочестве. Тон терпеливый, снисходительно-разьясняющий. Настоящий школьный учебник! И, как почему-то принято в школе, все самое интересное вскользь, скороговоркой. Взять к примеру психоанализ. Фрейдизм хичкоковских фильмов не был серьезным, потому что сам Хичкок не относился к нему серьезно. Разумеется, Хичкок относился к психоанализу с усмешкой (он вообще был ироничным человеком), но, во-первых, это была усмешка смертника: режиссер страдал эксцентричной, аристократической фобией боязнью яиц. А во-вторых, рациональные соображения режиссера тут совершенно неважны потешаясь над аналитиками в Завороженных, он тем не менее снимал фильмы так, словно правой его рукой водил Зигмунд Фрейд, а левой Жак Лакан.
Как и тенденциозному школьному учебнику (выявить эту тенденцию задача для отдельного исследования), тексту Жежеленко не чужды подтасовка фактов и авторская трактовка канонических понятий. Например, макгаффин по Жежеленко это шутка. Ничего себе шутка!
Вторая половина Мира Хичкока жестче. Она содержит подробный пересказ 39 ступеней и Головокружения (рассказчик философ Борис Рогинский, слегка путающий понятия саспенс, триллер и хоррор) и последующий покадровый разбор фильмов с выводами вроде Верил ли Хичкок в очищающую силу своего искусства, в поэтическую справедливость?..» Да к черту справедливость! Объясните нам лучше, почему нападают птицы!