The New International | Арт | Time Out

The New International

Выбор Time Out
О выставкеМатериалы

О выставке

В экспозиции представлены работы международных художников двух разных поколений, творивших в эпоху масштабных социальных и политических перемен 1990-х годов

В фокус внимания наших арт-институций попали 1990-е. С фондом «Екатерина» «Гараж» организовал «Реконструкцию», двухчастную кураторскую эпопею Елены Селиной о галерейной жизни 1990-х. В самом «Гараже» готовят годовой проект 89plus RUSSIA, в котором кураторы Ханс-Ульрих Обрист и Саймон Кастетс сфокусируются на поколении российских художников 1989 года рождения и младше. Сейчас, презентуя The New International, куратор Кейт Фаул много чего вспоминает. Обращается к магии чисел — 25 лет назад рухнула наконец Берлинская стена, придумали Интернет, знаменитый Жан-Юбер Мартен сделал в Париже знаменитую выставку «Маги земли», объединив — фифти-фифти — художников западных и из разных других географий. Наконец, если начиная с 1895-го, когда родилась главная, Венецианская, биеннале, до 1989-го появилось 27 биеннале, так 1990-е добавили к ним еще 32.

В общем, и на теперешней выставке толкуют про стирание географических границ при размышлении об общечеловеческих вопросах. Сопоставляя художников, которые к 1990-м уже себя зарекомендовали (вроде Ширин Нешат или Сантьяго Сьерры, или Александра Бренера) и новичков вроде польской художницы Гошки Макуга.

Не сказать, чтобы из этого коллективного сбора получилась какая-то новая — поверх отдельных работ — захватывающая драматургия, но рассматривать по отдельности интересно. Показывают, например, документации о жизни «Посольства NSK в Москве». Сообщество NSK («Новое словенское искусство»), появившееся стараниями словенских музыкантов Laibach, художников из группы IRWIN и других творческих тружеников как альтернативное государство, прибыло в Москву в 1992-м на месяц — в рамках местного Apt-Art International. В резиденции, частной квартире на Ленинском, наследуя традиции квартирников (апт-арт ведь — словцо, введенное в обиход концептуалистом Никитой Алексеевым), собирались поспорить-пообщаться-показать-плоды-трудов-своих неравнодушные, и это был первый такой опыт по налаживанию контактов с восточноевропейскими художниками. Плюс к архивным материалам прилагаются коллажи IRWIN.

В 1990-х начинающая, а сегодня признанная Гошка Макуга получила премию Арнольда Боде, вдохновителя престижного смотра «Документа» в Касселе, пятилетками измеряющего пульс мирового актуального искусства. И в «Гараже» показывают работу не той поры, а относительно новую, 2012 года: на гобелене «Что есть, то есть, а чего нет, того нет-2» она показала коллективный портрет-коллаж арт-тусовки, между представителями которой разложены лозунги наподобие «Democracy is an Illusion». О критической функции искусства напоминает и акция Александра Бренера, он в 1997-м направился в амстердамский музей Стеделийк, чтобы поверх «Супрематизма, 1920-1927» Малевича нанести зеленый знак доллара. Арест Бренера, споры о том, есть ли в этом п(р)оступке хоть какая-то художественная ценность или только вандализм, видеозапись суда, сделанная Майклом Бенсоном, и фильм Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого «Sуд над Бренером», письмо директору музея в защиту Бренера, подписанное именем пострадавшего посмертно классика Малевича – отдельный закуток тут посвятили взбаламутившей общественность акции.

Поверх политики (даже внутрицеховой в сфере искусства) видео — «Турбелентность» Ширин Нешат поет о гендере. В принципе и в исламе. «Сталкивая» лбами два экрана, Нешат выпускает на сцену сладкоголосого популярного певца и женщину, в отличие от своего визави, поющую при пустом зале. У него — эмоции в словах, у нее — в сменяющих друг друга непонятных, но завораживающих звуках, и хотя ясно, за какие нити дергает Нешат, чтобы расшевелить зрительские эмоции, зрелище затягивает. Сантьяго Сьерра методично визуализирует проблемы социальных отношений и иерархий вообще. Его «Линия в 250 см, вытатуированная на спинах 6 человек, которым за это заплатили» — стоящие спиной к стене мужчины, «объединенные» этой пресловутой нитью татуировки, которая для Сьерры — произведение искусства, а для них – средство заработка, ради коего они готовы фактически превратиться в объект.

Теперешнему смотру даже с натяжкой трудно претендовать на статус панорамного среза десятилетия. Не тот масштаб. Непонятно, например, отчего в этой компании оказалась Макико Кудо с красочным холстом «Менеджер конца света», где девушка плывет по синей-синей реке, под зелеными-зелеными ветвями деревьев. Разве что оттого, что ее приписывают к стилистике «микропоп» как альтернативе, реакции на «потерянное десятилетие» японских 1990-х?.. Но Кудо родилась в 1978-м, а в Гараж привезли картину 2010-го. Поэтому вам предлагается просто шаг за шагом смотреть работы и радоваться, что среди них есть звездные.

Иллюстрация: Makiko Kudo «Manager of the end of the world»

Билетов не найдено!

Закрыть