IV Московская международная биеннале молодого искусства: «Время мечтать»
О выставке
Молодые художники о символах ненадежности под руководством Дэвида Эллиота.
Отношения с властями предержащими, да и с обществом у актуального искусства никак не наладятся. Не только у изобразительного. То и дело кто-то из консерваторов пускает искру недовольства, что все эти современные опыты опасны и т. д. Тем не менее грядущая биеннале, которая выпускает на сцену самых молодых — всем 83 художникам из 32 стран еще нет 35, — идет на новый виток. Более того — в удобно расположенном в центре Музее Москвы и под кураторским руководством Дэвида Эллиотта. Он из тех кураторов (и писателей), что любят расширять границы, смотря и на Запад, и на Восток. Был директором музеев современного искусства в Оксфорде, Стокгольме, Токио (Музей искусств Мори именно Эллиотт и основал) и Стамбуле, был профессором в университете Гумбольдта и в Китайском университете в Гонконге, курировал Сиднейскую биеннале и I Киевскую биеннале. Список можно продолжить, но дело не в нем.
Тема любой биеннале сформулирована обычно максимально широко, и нынешний смотр — не исключение. Но тут вот что важно: заглавие «Время мечтать» Эллиотт взял, вспоминая речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» 1963 года, которая стала вехой в борьбе за гражданские права в Штатах. «Время мечтать» куратор разъясняет как «символ хронической ненадежности нашего времени и острого стремления молодого и всех будущих поколений мечтать, чтобы преодолеть границы “вещей как они есть” и усовершенствовать этот мир. На протяжении почти семидесяти лет Европа не знала больших войн. И хотя нынешнее положение дел не вселяет надежд, а в мире до сих пор возникают конфликты, мы верим — возможно, безрассудно — в то, что мораль и этика восторжествуют». Это интригует, хотя надеяться и верить в нынешних политических условиях — без них актуальному искусству никуда — все сложнее. Интригует, как политика будет препарирована в пространстве музея, подведомственного городу — со всеми вытекающими отсюда последствиями. В списке участников много авторов из Азии (азиатское искусство сейчас, что называется, в тренде), есть, конечно, европейские и американские, отдельные из Австралии и Колумбии, представители СНГ. Но ни одного украинского художника… И много российских, а среди них много уже известных художников: группа Recycle, арт-группировка ЗИП, Евгений Гранильщиков, Ольга Кройтор, Владимир Логутов.
Ну и как обычно, биеннале разрастается в целую сеть со специальной и параллельной программами и со стратегическими кураторскими проектами. Последние на сей раз покажут не только в Музее современного искусства и в Центре современного искусства, но и в универмаге «Цветной». Лозунг «Искусство — в массы» актуален, как и contemporary art. В ММСИ в Ермолаевском переулке — сегодняшнее искусство Азербайджана, Таиланда, Пакистана, Чехии и наконец-то Украины. В ГЦСИ — сборная выставка «Мечтающие машины», рассуждающая об искусственном разуме. А в «Цветном» — тоже коллективный показ в жанре глитч-арт, эксплуатирующем сбои и помехи в разных медиа. Что до основного проекта — скорее всего, экспозиция в ампирных Провиантских складах будет выглядеть эффектно. Насколько остро — вопрос, но скоро увидим.
Иллюстрация: Верша Харрис (Барбадос) Говорят, бывает, что-то снится не раз. 2013