Шигеру Йошида. «Тихое странствие»
О выставке
Серия фотографий «Границы», снятая после цунами в Японии 2011 года и распечатанная с помощью гашеной извести.
«Эти палки были поставлены, чтобы выращивать водоросли, нашу пищу. Это обыкновенные палки, воткнутые в землю под водой, но они заставляют меня верить, что некоторые вещи в повседневной человеческой жизни достойны почитаться божественными». Фотограф Шигеру Йошида на своей первой выставке в России с премилым японским акцентом рассказывает о сакральном для Японии значении воды и сравнивает водный поток с течением жизни.
Фотографии в лучших традициях того, что принято считать японским колоритом, — вода и камни, минимум людей и деревьев плюс необычный способ печати. Сам Йошида говорит, что напечатать не сложно: прошелся гашеной известью по тончайшему листочку, распечатал фотографию — и готово. Сложнее продумать концепцию, выбрать из сотни пейзажей посткатастрофичной Японии наиболее верно выражающие авторскую любовь к миру и скорбь по концепции единства природы с человеком, сыгравшей злую шутку со Страной восходящего солнца.
После наводнения в Японии 2011 года Шигеру начал свой цикл Borders («Границы», или «Барьеры»), название которого как бы «разграничивает» то, что было едино, — человека и природу. А вот и более глубокий смысл «Барьеров»: когда стихия в одночасье смела побережье Японии, она будто разграничила понятие «дружественной» природы, находящейся в гармонии с человеком, и стихийного бедствия, враждебной силы.
В безмятежности и равнодушии водной глади все же можно разглядеть жизнь. Крошечные огоньки маяков мигают из тумана на паре фотографий, да утлая лодчонка с горсткой людей борется с волнами на отмели. Контрасты — островки жизни в бескрайней толще воды — смотрятся совсем не наивно, а скорее стильно и логично показывают несоразмерность человеческого эго и бескрайней пучины, способной поглотить его в миг. Поучительно и по-японски тактично.
«Для меня это сродни молитве, я пытаюсь показать ее силу в своих фотографиях», — говорит Шигеру. Созерцание ровной глади воды с молчаливым присутствием искалеченной природы плюс натужные звуки не то ветра, не то отдаленной сирены радиационной тревоги в галерее, несомненно, побуждают к молитве. Но здесь нет Бога — это разговор человека с самим собой через образы воды и природы. Думаю, здесь уместнее будет слово «медитация».