Калека с острова Инишмаан
О спектакле
Режиссер Роман Самгин вместе со своими студентами поставил полуэстрадный псевдоирландский трагифарс по Мартину Макдонаху.
Пьесы британского драматурга Мартина Макдонаха, которые сейчас активно ставят в московских театрах, вовсе не так трогательны, как кажется. Полоумные подростки-убийцы («Человек-подушка») или кровавые дочки-матери («Красавица из Линэна») родом из пьес Джона Синга и киносценариев братьев Коэнов, а вовсе не из позднесоветской деревенской драматургии. Однако на нашей почве макдонаховские калеки становятся предметом жалости, а шутки окрашиваются острой псевдоирландской характерностью. Спектакль, который поставил со своими студентами режиссер Роман Самгин, не избежал махровой сентиментальности и кривляний, но витальность нынешней постановки сильно извиняет очередного русификатора Макдонаха.
Подростка Билли (Александр Кащеев тщательно копирует пластику и речь ребенка, страдающего ДЦП), которого в юности родители хотели утопить в мешке с камнями, потому что не на что было лечить, спас персонаж по имени Малыш Бобби. Сюжет разыгрывается на фоне свежеструганых деревянных панелей — простого, но точного обозначения места действия. Билли теперь живет с двумя придурковатыми, но добрыми старухами-тетками Кейт (Светлана Жиленко) и Эйлин (Анна Терещенко-Островская). Вообще здешняя островная компания, как всегда у Макдонаха, – собрание наивных и незлобных дурачков, занятых выпивкой и пересказом друг другу тухлых новостей. Но написано все это очень смешно (переводили «Калеку» Юлия Курбакова, Наталья Просунцева и Олег Качковский), и текст в руках молодых актеров легко раскладывается на этюды и репризы.
Самые удачные реплики тут, конечно же, у мамаши О’Дугл, которую играет Александра Иванова. Эта старуха, 90-летнее создание в очках с линзами размером в два аквариума, сквернословит на чем свет стоит, желает сыну скорейшей смерти и дует виски пополам с самогоном. Вместе с очаровательной стервой Хелен (Мария Маркова) да с Малышом Бобби (Артемий Гринченко бессовестным образом устраивает себе очень смешной бенефис) она попадает в тот самый циничный тон, который наш театр отчего-то упорно пытается игнорировать и заменить гуманистическим пафосом. Так что пока Кирилл Серебренников еще не выпустил в Чеховском МХТ анонсированного «Человека-подушку», этот полуэстрадный, но не противный «Калека» Самгина — лучшая постановка по Макдонаху в Москве.