- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Александр Котт
- Длительность
- 95 мин.
- Премьера в мире
- 22 сентября 2014 г.
- Премьера в России
- 18 сентября 2014 г.
О фильме
В степи живут отец и дочь. Их жизнь протекает спокойно, ничто не нарушает установленный порядок. Каждое утро отец отправляется на работу, оставляя дочь одну. Она ждет его возвращения и в это время она чувствует. В ее сердце есть место для двух мужчин, и она любит каждого из них. Но любовь нельзя разделить и она не знает, как сделать выбор между ними. Однако, однажды решение приходит само, из места, где солнце восходит.
Актеры
Рецензия на фильм
Середина 1950-х, стылая казахская степь, кажется, неподалеку от Семипалатинска — но с тем же успехом местом действия «Испытания» мог бы быть условный край света: по сути, именно в его декорациях и по его правилам здесь живут герои, отец и дочь: он каждый день уезжает на работу, она ведет хозяйство, восходы сменяют закаты (буквально — режиссер Александр Котт упивается неприкаянной степной образностью). Потом отец умрет, к оставшейся в одиночестве дочери будут свататься местный чабан и заезжий московский оператор. В кадре повиснет напряжение, снять которое может, казалось бы, только взрыв, апокалипсис. Он здесь и случится.
Все это в фильме-победителе «Кинотавра» происходит без единого слова — здесь нет ни строчек диалога, ни закадрового голоса, только тихие всплески написанного Алексеем Айги саундтрека: Котт полагается на одно лишь изображение. Он не спешит, задерживая взгляд на рутине, находя способы удерживать внимание с помощью впечатляющей выхолощенности стремящегося к живописи кадра. Это модернистский подход, вдоль и поперек вроде бы исхоженный режиссерами-формалистами недавнего прошлого: вспомнить хотя бы, до какого абсурда довел мотив частного апокалипсиса в «Туринской лошади» мастер такой молчаливой глубокомысленности Бела Тарр. Но Котт удивительным образом все-таки вытесывает из своих примитивных, но вылизанных образов живую, не выспренную поэтику — «Испытание» может заставить заскучать (а порой и недоумевать), но чего у него не отнять, так это способности казаться фильмом, снятым вне всего остального киноконтекста, будто никакого другого кино не было и не будет. Возможно, дело тут в том, что Котт и правда кинематографический варвар — так или иначе фильму это идет только на пользу.