Лёха Гарикович. «Гербы»
О выставке
В экспозиции показано, как оружие становится фоном нашей жизни.
Существа, напоминающие разлапистых жуков, вот-вот сползут с картин на стену. Их тельца и лапки сложены из оружия. Хочешь мира, готовься к войне — говорили древние, и это актуально до сих пор. В рамках параллельной программы IV Московской биеннале молодого искусства Леха Гарикович сделал выставку о политике и о мирном протесте как жесте художника — тема, актуальная не только в контексте нынешних политических реалий. Собственно, «Гербы» — продолжающаяся уже несколько лет (но, кажется, впервые показанная) живописная серия. Винтовки и пистолеты на холстах складываются в геральдические символы. Автоматы Калашникова норовят стать российским двуглавым орлом, и тот же принцип действует с оружием и государственной символикой Штатов, Украины, Великобритании, Израиля и Франции. При этом «Гербы» остаются яркими, графичными картинками, эдакими орнаментальными паттернами. Паттернами, которые настолько прочно вошли в жизнь, что воспринимаются, как говорится, в фоновом режиме. Как декоративная подложка жизни, и ужас в том, что обыденной становится агрессия. И все переворачивается с ног на голову. Если снова надвигается предчувствие холодной войны, то появится пуговица с мундира подполковника КГБ 1952 года — с английскими буквами на оборотной стороне. Если будет тут доска почета, то с пришпиленными к разделочным доскам противогазами. И если всему этому вещному царству захочется подобрать человеческое лицо, выбор будет только из двух: или фотопортрет военного, обросшего снедью и превратившегося в натюрморт, или видео, где единственный подвижный тут человек — просто нормальный чудак (нормальный?/чудак?), запершийся в какой-то дыре и закрашивающий белым глазницы своего противогаза. Чтобы не быть видимым и не видеть.