О фильме
Рецензия на фильм
Раньше Лена Ушакова была на домашнем обучении — у нее миопатия, из-за которой передвигаться девятикласснице приходится в основном на коляске. Но в новом году девушку ждут перемены: уставшая сидеть дома Лена идет в соседнюю школу — в класс коррекции. Школьная жизнь, как быстро придется уяснить новенькой, мало чем отличается от того ада, который пронизывает все остальные казенные российские учреждения: поставленный пандус крив и кос, директриса и учителя бесчувственны, соученики… Что ж, с ними все сложнее.
Нашумевший в этом году на «Кинотавре» полнометражный дебют Ивана Твердовского впечатляет нездешней собранностью режиссуры. «Класс» — один из самых выстроенных отечественных фильмов за последнее время. Другое дело, что выстраивает Твердовский здесь фон-триеровского толка провокацию, играя больше со зрительскими реакциями, чем с историей, не стесняясь шокировать, возмущать, подавать под видом социального беспокойства издевку над привычной соцреалистской формой высказывания. Это смелая и, без шуток, заслуживающая уважения манипуляция — надо только иметь в виду, что в сравнении с цинизмом не испыты- вающего к своим героям абсолютно никаких чувств (особенно это заметно по одномерным взрослым персонажам) Твердовского тот же Триер, к своим трюкам со зрителем пришедший через очищение огнем модернизма,— неисправимый, законченный романтик.