Мастер-класс Дмитрия Крымова
О спектакле
В день рождения Всеволода Мейерхольда свой мастер-класс проведет Дмитрий Крымов – режиссер-художник, или художник-режиссер.
Год назад Центр Мейерхольда уже устраивал такой праздник – тогда на день рождения великого мастера пригласили Льва Додина с его петербургскими студентами. Народу пришло тьма: первые лица театральной Москвы (сидя) и прорвавшиеся (стоя) пять часов подряд слушали и смотрели уроки МДТ. На этот раз в компании своих студентов придет сын знаменитого режиссера Анатолия Эфроса и не менее известного критика Натальи Крымовой. Автор спектаклей “Донкий Хот”, “Недосказки”, “Торги” и “Демон. Вид сверху” Дмитрий Крымов- еще не легенда, но уже имя. И уж точно отдельная строка в столичном культурном пространстве.
Два года назад Крымов с легкой руки Анатолия Васильева поселился со своей Лабораторией на Поварской и быстро стал любимцем критики. Ничего специального он для этого не делал – просто искал и ищет свой “театр, который делают художники”, и просит не путать его с “театром художника”. Театр на Поварской, откуда московский Комитет по культуре скоро “попросил” Васильева и который формально больше не является домом и для крымовских учеников, мог бы стать идеальным местом жизни. Глядя на реквизит “Торгов”, живописно сваленный в широких светлых переходах Пятой студии, думаешь, что лучшей среды обитания этому художественному беспорядку не найдется.
Это было ясно, еще когда Крымов выпускал свой первый спектакль на Поварской – “Трех сестер” по шекспировскому “Королю Лиру”. Красивый, жестокий и почти бессловесный перформанс, в котором смысл рождался из столкновения этюдной картинки с реальностью текста, идеально вписывался в прямоугольник вытянутого по периметру пространства с высокими окнами. Крымову очень важно место: он любит играть с планами и ракурсами, показывать фокусы с помощью подножного материала и демонстрировать саму кухню творчества: вот вам вангоговы “Подсолнухи” из грампластинок, а вот – грузинское застолье из брошенных на планшет гимнастерок.
А ведь сначала были факультет сценографии Школы-студии МХАТ, советский научпоп-журнал”Квант” и работы в собрании Третьяковки и музея Виктории и Альберта. Статья в журнале “Декоративное искусство” за 1989 год, посвященная ему, называлась “Крымов – художник не театра”. Возможно, после нынешнего урока кому-то тоже захочется поиграть со своей судьбой.