Stuart Staples/Tindersticks
О мероприятии
В Москву после пятилетнего отсутствия приезжают эстеты-меланхолики Tindersticks – точнее, лучшая их половина.
В Англии первой половины 90-х из-за каждого угла играл брит-поп, радостным гитарным бренчанием прославлявший праздную молодость. Посреди этого горлопанского великолепия вдруг появился секстет с необычайно взрослым и даже анахроничным звучанием не успели они начать выступать, как заработали сравнение с канадским певцом Леонардом Коэном: туманные, будто в сигаретном дыму, баллады с нежным баритоном Стюарта Стэплса под аккомпанемент труб, скрипок, виолончели, тромбона и фортепиано. С современниками Tindersticks равнял разве что обязательный для британских 90-х звук искаженных эффектами электрогитар. Тем не менее никто не стал освистывать новичков: в 1993-м их дебютный альбом стал лучшей пластинкой года по версии авторитетного журнала Melody Maker.
С тех пор они стабильно раз в два года выпускали по пластинке, продолжая исполнять эстетские камерные баллады. И, кажется, сами слегка от этого подустали причем как раз к моменту их первого визита в Москву в 2001 году. Июнь тогда выдался беспрецедентный: в раскаленный город (еще не похожий на серьезную европейскую столицу, которую включают в тур все уважаемые музыканты) вдруг решили приехать несколько самых актуальных западных коллективов. Четыре концерта Placebo, Deftones, Red Snapper и Tindersticks уместились в одну неделю. Из всей обоймы Стэплс со товарищи запомнились лучше всего: они отыграли проникновенно, но без пафоса, с большим печальным чувством, но без слезливости. Как и на альбомах, они умудрялись подавать свои струннодуховые нагромождения так, что у слушателей не возникало ощущения, будто по ним с размаха бьют эпосом в духе памятной песни из «Титаника».
Сегодня история практически повторяется: на этой неделе у нас играют диско от Superdiscount, цыганский панк от Gogol Bordello, поп-рок от Maximo Park c Art Brut и снова Tindersticks. Конечно, публика теперь у нас избалованная, заехавшими на час невиданными заморскими артистами ее теперь не удивишь видали их уже столько, что гробов на всех не хватит. Но если уж выбирать, на что пойти, то стоит остановиться на Tindersticks чтобы успеть увидеть хотя бы половину того, что было пять лет назад.
А будет, кстати, как раз половина. Формально группы Tindersticks сейчас не существует за прошлый год они лишь раз выступили в лондонском Барбиканском центре искусств, где вместе со струнным оркестром отыграли программу своего второго альбома. Естественно, весь зал был раскуплен за несколько недель. Узнай британцы про нынешние московские концерты, контрамарки в Ikra смели бы вместе с билетами на авиарейс «Лондон Москва». Но приезжают не совсем Tindersticks скорее Стэплс и музыканты. Из оригинального состава здесь будут гитарист и клавишник, но зато не приедет Дикон Хинчлифф, второй после Стюарта человек в группе; этот мультиинструменталист продумывал все струнные аранжировки, а москвичам в 2001 году запомнился вокалом в инфернальной «El Diablo en el Ojo». Впрочем, даже поделенные пополам, Tindersticks это там, где Стюарт.