Ирина Нахова. «Рай»
О выставке
Тотальные инсталляции от восходящей звезды российского contemporary art.
За творчеством Ирины Наховой сейчас следят особенно пристально — получившая в прошлом году Премию Кандинского концептуалистка в году будущем станет резидентом павильона России на 56-й Венецианской биеннале. Главное слово, которым неизменно представляют художницу, — «Комнаты», то, что она устроила у себя дома еще на заре 1980-х, смешивая жилой фонд с жизнью искусства, создавая, по сути, «тотальные инсталляции» — только термина такого Илья Кабаков тогда еще не придумал. Теперь Нахова тотально инсталлировала своих персонажей в Большое Винохранилище, одно из самых красивых и, пожалуй, самое коварное пространство «Винзавода». Темное подземелье, гулко звучащее и нависающее сводами, длинный, как в соборе, коридор-нефи и комнатухи поменьше — оно само по себе выразительное и, случается, обыгрывает показанные в нем работы. Так вот, в залах поменьше Нахова пустила по песку меланхолично набегающую на берег волну и оставила на деревянных столбах, вроде свай, спины будто заходящих в воду/уходящих в пучину людей. Или своих героев она делает небесными странниками, уплывающими куда-то в облака. Художница пишет: «эти существа буквально обретаются “между небом и землей”». Медитативную, медленную, такую едва-едва динамику Нахова впускает в тяжелую поступь архитектуры посредством видео, но герои воды и неба — лишь рефрен между автобусной остановкой в начале маршрута и вынесенными в главную «абсиду» большого нефа, гложащими что-то червями в финале. «Рай» — горькая ухмылка, вечное стремление к чему-то, в котором проходит жизнь.