Фархад и Ширин | Театр | Time Out

Фархад и Ширин

Фархад и Ширин

О спектакле

В Ауэзовском театре снова премьера. Асанали Ашимов ставит вечную восточную легенду о любви “Фархад и Ширин”.

Асанали-ага очень требовательный режиссер, по его словам, он добивается от актеров двух вещей. Во-первых, забыть все европейские жесты и использовать только восточную пластику, чтобы ожила древняя восточная то ли сказка, то ли быль. Вторая проблема, с которой воюет Ашимов, – это привычка играть штампами. "Они носятся по сцене и играют только текст. На самом деле слова – это второстепенно для актера, надо играть ситуацию, подтекст происходящего. Вот это настоящее искусство", – сердился мэтр на первых репетициях спектакля.

Сам сюжет и его история очень интересны. Спасая сестру, царица жертвует своей красотой. Затем они обе влюбляются в мастера, строящего для них дворец. Но молодой человек отдает сердце младшей сестре царицы. Мучимая ревностью, старшая обещает дать согласие на брак только в том случае, если мастер пробьет горную скалу и даст городу воду. Чем юноша и занимается на протяжении десяти лет.

Считается, что у этой истории есть реальные прототипы, жившие в VI-VII веках. Свои вариантлегенды о любви создавали последовательно такие певцы Востока, как Низами, Навои и Назым Хикмет. Кстати, в восточной традиции было принято писать поэмы "в ответ". То есть использовать основных героев, освященных временем и именем другого автора, и придумывать свой вариант. Вот почему бедный Фархад (он же Хосров) то справлялся со скалой, то умирал на руках возлюбленной, то, когда царица смирялась и давала согласие на брак, решал, что все-таки сначала надо дать городу воду, а потом думать о личном счастье. Мы увидим версию легенды по пьесе Вургуна, написанной в 1941 году. В ней, естественно, акцент сделан на патриотической идее: дело для народа важнее любовных грез. Кстати, за это произведение автор удостоился Сталинской премии. Ашимов утверждает, что основная мысль его спектакля в том, что все мы уходим из этой жизни, но главный вопрос – как уйти.

Что получилось у Асанали-ага в роли режиссера, мы увидим в день премьеры. Ашимов подчеркивает, что это не "режиссерский", а "актерский" спектакль. Здесь главное не постановочные эффекты, а игра актеров, их умение точно создать образ и работать в ансамбле друг с другом. Актрисы на главные роли выбраны очень удачно. Они потрясающе разные. Старшая сестра (Назгуль Карабалина) – облеченная властью, решительная, напряженная, как натянутая тетива. Ее властный голос, царственные движения, поворот головы – это все штрихи одного портрета. Младшая сестра (Зауре Копжасарова) – звонкоголосая, шаловливая, мягкая, ребячливая. Обе сестры любят Фархада, и в этом вся драма.

Билетов не найдено!

Закрыть