Заповедник
О спектакле
Режиссер Василий Сенин перенес на сцену главное произведение неофициальной городской литературы эпохи застоя
«Заповедник», если коротко, главное произведение неофициальной городской литературы эпохи застоя. Такой апгрейд «Утиной охоты», без лишнего пафоса, просто и дико остроумно. Герой «Заповедника» — тридцатилетний бездельник, alter ego писателя, который нигде не печатается, много пьет и часто ссорится с женой. Сбежав в Пушкинские Горы халтурить экскурсоводом, он честно пытается жить по-человечески, то есть не пить, но, как говорят в таких случаях, тщетно. Главная его черта, как ни парадоксально — беспощадная трезвость взгляда. А если учесть градус безумия советской действительности (да и любой, в принципе), понятно, что ирония и алкоголь — единственные способы выжить.
Вообще, конечно, идея ставить «Заповедник» на театральной сцене — довольно смелая. Книга Довлатова — формально внутренний монолог. Действия почти никакого, сюжета практически нет. Диалоги отрывистые, множество персонажей — главная же сложность состоит в том, что довлатовский текст самодостаточен, и — на первый взгляд, во всяком случае, — в интерпретациях не нуждается.
Впрочем, Василий Сенин — режиссер с непростой репутацией эпигона Кирилла Серебренникова — к любому классическому произведению находит оригинальный подход. Так в шекспировской «Мере за меру» за благородной историей братскосестринской любви скрывалось обличение президентского режима, а «Мудрец» Александра Островского повествовал о брежневских номенклатурщиках. «Заповедник», говорят, тоже будет не столько про эстетику застоя и тихое диссидентство, а больше про то, какие карикатурные черты приобретает любой культ, даже если его объект — Пушкин. Еще говорят, что у Сенина появится новый персонаж, а именно сам Александр Сергеевич, который станет соучастником всех перипетий (человек с бакенбардами теперь вызывает устойчивые ассоциации с Росомахой из «Людей Икс»). Главного героя играет Артур Ваха, внешне напоминающий Довлатова в американские годы, он по своему амплуа мало похож на рефлектирующего интеллигента, переживающего кризис среднего возраста. Героям Вахи всегда была свойственна прямолинейность и цельность. Но, вполне вероятно, именно такой герой и нужен режиссеру в его настойчивых поисках нетрадиционной концепции.