О фильме
Рецензия на фильм
За свою почти полувековую карьеру в документалистике 84-летний бостонец Уайзман снимал фильмы про все и вся: Центральный парк и ипподром, суды и больницы, моделей и миссионеров, слепых и глухих, балет и зоопарк. Несколько лет назад Уайзман привозил в Москву фильм-монолог по мотивам романа Гроссмана «Жизнь и судьба», а его новый трехчасовой эпик посвящен машинерии славной арт-институции Великобритании – Национальной галереи на Трафальгарской площади.
В новом фильме Уайзман избрал проверенную стратегию 'fly on the wall' – наблюдательного невмешательства; его камера фиксирует происходящее беспристрастно и почти безмонтажно. Вместе с этой отстраненной – но весьма заинтересованной – камерой мы прогуливаемся по залам с рубенсами и гольбейнами, слушаем полные эрудиции и экспрессии лекции экскурсоводов (многие из них украсили бы своим присутствием любой британский фильм или телесериал), заседаем на производственных собраниях, навещаем реставраторов и рекламщиков из отдела маркетинга. Иногда подчеркнуто неторопливое рутинное повествование нарушают эпизоды, выбивающиеся из общего течения своей проросшей из обыденности странностью: именно в такие моменты мы задаемся вопросом, можно ли «увидеть» картину наощупь, или поражаемся тому, с какой стремительностью очередь на выставку Леонардо да Винчи начинает напоминать босховскую массовку. К концу просмотра картина Уайзмана вводит зрителя в некое подобие транса, и наблюдение за другой жизнью становится на три часа полноценной заменой проживанию собственной.