Дневник художника
О выставке
Новый проект Марата Гельмана, где мастера искусств повествуют о поисках выхода из постмодернистского мрака и разложения.
К прошлой биеннале Марат Гельман запустил проект “Россия-2”, который потряс общественность до такой степени, что группа благообразных творцов из МОСХа подала на него и художников в суд, обвинив всех скопом в разжигании межнациональной розни. Курьезное и опасное дело, к счастью, заглохло. Но недавно доброжелатели напали на подрывную и кощунственную галерею, нанеся серьезные телесные повреждения Марату Александровичу и ущерб его заведению. Возможно, после перенесенного он и решил делать выставку серьезную и ответственную, под названием “Искусство или смерть”.
Однако откликнувшиеся на столь четко сформулированный призыв мастера искусств притащили груду трупов и прочей пренеприятной расчлененки. Тогда художникам предложили говорить о своем, задушевном. Имя проекту нашлось в сетевом “Живом журнале”, где главный куратор хорошо известен под ником galerist (galerist.livejournal.com). Название популярного блога юзера dmitrivrubel (dmitrivrubel. livejournal.com) “Дневник художника” и озаглавило выставку, и задало ей определенный тон. Проект открывается большими полотнами Дмитрия Врубеля – на одном из них, на фоне похорон Брежнева, сам Дима (“Боюсь, что на мои похороны никто не придет”). Вторая потрясающая душу картина – портрет умирающего Литвиненко.
Еще один весьма влиятельный “жежеист” (teroganian. livejournal.com), декан “Школы для дураков” (community.livejournal.com/school_for_fool), представит публике свои размышления о главном – картину, на которой написаны очень прочувствованные и продуманные слова – “Бога нет!”. Еще более интимные переживания художника Тер-Оганьяна о давно оставленном креативном алкоголизме выражены восстановленной старой инсталляцией “Солнце в бокале” (пейзажи, срисованные с винных бутылок, и недорисованный холст с картинкой от водки “Пшеничная”). Но чаще всего в своих “дневниках” авторы повествуют о поисках выхода из ужасающего кризиса, в которое попало искусство. Гор Чахал видит ответ в виде длинного лирического текста об усталости от занятий художествами, начертанного на красивом холсте и украшенного большой точкой из сусального золота. А Александр Сигутин узрел будущее в трех белых холстах на подрамниках, крест-накрест забитых досками.
Но не перевелись защитники Высокого. В инсталляции Николая Полисского на мониторах, помещенных на плетеные подиумы, его соавторы, николо-ленивецкие крестьяне, говорят, как им нравится быть художниками и как сильно и искренне они любят современное искусство. И в целом изучение художнических дневников (общим числом более сорока) свидетельствует об очень радостном явлении – постмодернистский мрак и разложение уходят, мастера искусства стремятся к Свету и Истине. О чем, видимо, и сообщит Олег Кулик, который прочтет на латыни проповедь прямо на вернисаже.