Ежегодный регги-фестиваль в честь дня рождения Боба Марли
О мероприятии
На фестиваль в честь дня рождения Боба Марли приезжает Ли “Скрэтч” Перри – патриарх ямайского регги и совершенно безумный человек.
Ямаец Ли Перри по прозвищу Скрэтч был лишь одним из длинного ряда своих соотечественников, занимавшихся регги, но масштабное, природой данное безумие подняло этого музыканта выше остальных. На сингле “People Funny Boy” 1968 года он первым использовал сэмплы. В этой же записи впервые встречается приглушенный “качающий” бит – то, что теперь называется “регги”, получило свое окончательное оформление именно на этом диске. Помимо прочего, Перри изобрел даб – и тем самым вывел профессию диск-жокея на новый уровень. До конца 60-х годов ведущие дискотек просто молча меняли пластинки – даб стал для них первой возможностью вторгнуться в чужие песни, поворочать музыкальными кусками так и этак. От поп-хитов ямайские кулибины оставляли только рожки да ножки, то есть ударные и бас – убирали вокал, замедляли общий темп и густо перегружали звуковыми эффектами, а иногда и сэмплами. Уже к середине 70-х каждый уважающий себя сингл должен был иметь на обратной стороне даб-версию. Сэмпл воя полицейской сирены на ямайских танцполах рождал такую бурю эмоций, какую не пробудило бы даже самое проникновенное воззвание Питера Тоша и других политизированных регги- и ска-деятелей.
Впрочем, мало кому из нынешних продюсеров удалось бы успешно воспользоваться методами и техниками Ли – студию звукозаписи он превращал в пространство для ритуалов, понятных только ему. Он ставил крутиться исходную пленку и обкуривал ее наркотичес-ким дымом – дескать, для того, чтобы вызвать духов. Он отказывался от традиционной куплет-припевной структуры песни, пытаясь тем самым зафиксировать на пленке состояние измененного сознания. Эта дезориентация пропитывает музыку Перри так сильно, что от долгого ее прослушивания могут начаться головокружение и налиться кровью глаза.
Со временем, как и можно было предположить, Перри улетел слишком высоко. Злоупотребление местными ромом и дурью привело его к полному краху – разводу с женой, потере детей, гневу партнеров по бизнесу и появлению на пороге его дома головорезов-вымогателей. Все это безумие закончилось в 1979 году пожаром в его студии “Черный ковчег” – и многие считают, что Перри сам поднес спичку. С тех пор Ли живет в Швейцарии, с удовольствием носит титул “безумного гения”, записывает блеклые пластинки и дает развесистые (но при этом не всегда умопостигаемые) интервью – словом, ведет обычную для ветерана поп-музыки жизнь. А на концертах пытается собрать воедино все свои былые достижения – получается что-то вроде психоделического регги: тексты про “лигалайз” тонут в дабовом тумане, окруженные причудливыми сэмплами. Конечно, на эти выступления публика ходит уже из соображений почтения, к былым заслугам ямайского сумасшедшего. Однако в данном случае их достаточно, чтобы не только с почтением послушать, но и вызвать на бис.
Ежегодный регги-фестиваль в честь дня рождения Боба Марли: Ли Скрэтч Перри + Карибасы + ВПР и Фесtиваl Всего Насвеtе + Muzungu + I-Alert Band + Дабац + Alai Oli + ДжаГан + Dub Division + Jah Noise System + Чаепитие в Кингстоне + Jah Soldiers + Глобальное Потепление + Sunny Freeman and Shammah with The Rockers Band