Принцесса Мононоке
- Режиссер/Постановщик
- Хаяо Миядзаки
О мероприятии
Япония, XV век. Принц племени эмиси Аситака, становится жертвой смертельного проклятия после столкновения с обезумевшим вепрем, напавшим на его деревню. В поисках исцеления герой отправляется в путешествие по стране и вскоре оказывается втянут в масштабный конфликт между Людьми и Лесом.
Япония, XV век. Принц племени эмиси Аситака становится жертвой смертельного проклятия после столкновения с обезумевшим вепрем, напавшим на его деревню. В поисках исцеления герой отправляется в путешествие по стране и вскоре оказывается втянут в масштабный конфликт между Людьми и Лесом.
На одной стороне баррикад – жители Железного Города под руководством хладнокровной госпожи Эбоси, добывающие в лесу руду для огнестрельного оружия. На другой – дикие звери во главе с гигантской волчицей Моро и одичавшей девушкой Сан, мстящие городским за вырубку. Вдобавок где-то на периферии маячат лазутчики императора, объявившего награду за голову всемогущего Лесного Духа. Мирно настроенному Аситаке придется выбирать, на чьей он стороне.
Известный японский аниматор Хаяо Миядзаки знаком большинству зрителей в первую очередь по «Унесенным призраками» – восхитительной сказке о девочке, угодившей в мир духов вслед за провинившимися перед божествами родителями. Удостоившееся «Оскара», лидирующее во всех топах «лучших мультфильмов» и бесспорно являющееся самым популярным полнометражным аниме в истории, этот фильм сегодня прочно закрепился в статусе визитной карточки режиссера. Что в каком-то смысле парадоксально, ведь «Унесенные» – вовсе не главная работа японского мастера, как принято считать.
На мировой арене имя Миядзаки и созданной им совместно с Исао Такахатой студии Ghibli прозвучало громко еще в 1997 году, за четыре года до «Унесенных призраками», с выходом на экраны «Принцессы Мононоке» – эпичного фэнтези о противостоянии людей и богов в антураже средневековой Японии. На родине режиссера эта монументальная во всех смыслах картина (говорят, Миядзаки лично отредактировал больше половины всех кадров фильма) произвела фурор, и на какой-то момент стала не только самым дорогим аниме, но и самой кассовой лентой в истории проката страны. Такой результат неудивителен, если знать, что Миядзаки собирался сделать «Мононоке» своим прощальным высказыванием – собственно, именно беспрецедентный успех ленты у зрителей вдохновил режиссера на новый проект, ставший в итоге «Унесенными призраками».
Обе картины, даром что выполненные рукой одного мастера, интонационно сильно отличаются друг от друга. Если «Унесенные» – это сентиментальная история о взрослении девочки-подростка, помещенная в фэнтезийный сеттинг, то «Мононоке» – многофигурная историческая сага, участие в которой принимают как минимум три главных и с десяток второстепенных героев. В «Унесенных» мы видим мир глазами ребенка словно сквозь сонную дымку, и потому острые углы в мультфильме сглажены, а даже самые отрицательные персонажи выставлены в итоге в позитивном свете. В «Мононоке» сюжетный мир и разворачивающийся внутри него конфликт представлен в максимальном соответствии с действительностью: тут нет абсолютно положительных или отрицательных персонажей, совершенные героями ошибки нельзя отыграть назад. А само противостояние человеческого с божественным (в данном случае с Природой) подано как нечто, чего при всем желании не получится избежать.
В этом смысле «Мононоке» гораздо ближе к «Навсикае из долины ветров» – дебютной работе режиссера – чем к последующим добродушно-сказочным лентам. Впрочем, в главном Миядзаки остается верен себе: в историю о поиске запутавшейся страной и героями своего пути великий аниматор вложил и экологическую линию, и христианский подтекст, и феминистический посыл (кроме выведенного за скобки императора все властные должности в картине занимают женщины), и собственные переживания за судьбу человечества. В конечном итоге, у автора получилась пронзительная, и в то же время мудрая, история о любви и личной ответственности каждого человека, противостоянии человеческой жадности, звериному гневу и даже самой судьбе.
Снятая больше 20 лет назад, «Принцесса Мононоке» остается главным творением выдающегося режиссера, уровень исполнения которого оставляет далеко позади не только Disney и Pixar, но и большинство игровых лент современности. Такого, попросту говоря, сегодня больше не делают. Стоит сходить в кино, чтобы убедиться в этом самостоятельно.