Н. Римский-Корсаков "Царская невеста" | Музыка и клубы | Time Out

Н. Римский-Корсаков “Царская невеста”

Н. Римский-Корсаков “Царская невеста”

О спектакле

Владимир Федосеев представляет в Концертном зале им. Чайковского оперу Римского-Корсакова “Царская невеста”.

По “Царской невесте” можно учить историю России – речь в ней идет о третьей жене Ивана Грозного Марфе Сабуровой, отравленной завистниками спустя две недели после свадьбы. В либретто история преступления, естественно, приобретает романтический характер, и действие подается с весьма нетривиального ракурса. Собственно, единственным героем, который не поет и вообще не появляется на сцене, становится Иван Грозный – зато много места уделено несчастной Марфе, ее жениху Ивану Лыкову и позарившемуся на красотку царскому опричнику Григорию Грязному. Никогда не питавший слабости к мелодраматическим сюжетам, в 1899 году Римский-Корсаков решил попробовать себя именно в таком жанре – тем более что прежде монополистом в этой области был его главный соперник П. И. Чайковский. Риск себя полностью оправдал – в “Царской невесте” зрители плачут не меньше, чем в финале “Пиковой дамы”, а предсмертное ариозо обезумевшей Марфы (где Римский-Корсаков соревнуется с самим Доницетти, у которого такое же необыкновенной красоты ариозо поет безумная Лючия ди Ламмермур) прочно вошло в набор мировых вечнозеленых хитов.

“Царская невеста” никогда не была обижена вниманием оперных режиссеров – только в Москве она идет сразу в трех версиях на трех разных сценах. Однако для Владимира Федосеева, последние несколько десятилетий не дружившего ни с одним из московских музыкальных театров и демонстративно предпочитавшего концертный формат, эта популярность ровным счетом ничего не значит. Он спокойно готовит свою “Невесту” – пусть на один вечер и на сцене концертного зала, но зато с таким составом исполнителей, который не снился ни одному театру.

Одна из артисток, заявленных в афише, грозит сместить все смысловые акценты опуса и перетянуть все внимание на себя – причем настолько, что опере впору было бы поменять название. Это Ольга Бородина, дива и примадонна русской оперы, статная петербургская красавица с роскошным бархатным меццо-сопрано; ее боятся все режиссеры и уважают все без исключения дирижеры. Роль злой соперницы Марфы – простонародной девушки Любаши, приревновавшей Григория Грязного к царской невесте, – одна из коронных в репертуаре Бородиной. Так что не удивляйтесь, если вопреки правилам последней на поклоны публики выйдет именно она – вполне возможно, что злобной отравительнице будут аплодировать больше, чем ее безвинной жертве Марфе в исполнении молодой московской солистки Ирины Дубровской.

Н. А. Римский-Корсаков “Царская невеста” (полусценическая версия) Солисты, Московский государственный академический камерный хор. Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев.

Билетов не найдено!

Закрыть