Дом на набережной







О выставке
В экспозиции Музея Москвы показан ход времени в самом знаменитом доме СССР.
Известный благодаря повести Трифонова, Дом Правительства, или «Дом ЦИК и СНК СССР» сейчас представляет собой памятник целой утраченной эпохе. Созданный в 1931 архитектором Борисом Иофаном, он был не только жильем для новой советской элиты, но и микромоделью СССР, социокультурным феноменом.
Героем экспозиции, как и рассказа «Дом на набережной», является само время. Отдельное внимание уделено «детям Дома» – воспоминаниям родившихся в 20-30-е годы, заставших дом таким же, как у Трифонова — беззаботным, с «летевшими сверху голосами радио, музыкой патефона».
На выставке представлены фотографии художника Владислава Данилова, документальные свидетельства, вещи часто менявшихся хозяев квартир. Сегодняшней публике могут быть интересны не только сами квартиры, хотя в них тоже было полно загадочного — от грузового лифта на кухне, на котором вывозился мусор, до унифицированной мебели.
Чтобы понять феномен дома, стоит смотреть и на его инфраструктуру — собственный клуб (ВЦИК имени Рыкова, сейчас театр Эстрады), поликлиника, кинотеатр, внутренние дворы с фонтанами, детский сад и, пожалуй, самое странное — нежилой подъезд №11. Учитывая, что жильцы дома зачастую подвергались репрессиям, многие считали, что это подъезд для прослушивания жильцов.
Все это великолепие в эпоху коммуналок считалось эталоном домостроительства, и люди там жили соответствующие — от ударника труда Стаханова и летчика Водопьянова до революционера Куйбышева и дочери Сталина Светланы.