Золотые дети
О выставке
Маленькие герои выставки “Золотые дети” трудами художников XVI – XIX веков предстают перед нами на редкость несимпатичными.
В стародавние времена в детях ценили не беззащитную нежность, а богатство и статус их родителей; живописцев приглашали писать не каких попало младенцев, а только самых достойных. Внимания художников удостаивались отпрыски семей, веками правивших Европой: юные принцы, принцессы, эрцгерцоги. Вся эта маленькая знать отличалась от взрослой лишь ростом и неопределенностью пропорций, которые портретисты вычисляли приблизительно, в меру таланта и выучки. Любить таких детей – тяжелый крест, зато разглядывать забавных уродцев – одно удовольствие. Лучше делать это с каталогом, где в подробном описании каждого портрета разъясняют, что украшения на шеях девочек – это "брачные сердечки", текст псалма в руке символизирует смерть ребенка, печенье – земной шар, которым деткам предстояло управлять, а собака обозначает ученость и дисциплинированность.
Превращение маленьких чудовищ в красавцев произошло в конце XVIII – начале XIX века, но в коллекции Якоберов, из собрания которых была сформирована выставка, эта эпоха уже никак не представлена. Им нравились именно такие – очень странные, совсем не симпатичные дети, от портретов которых зритель отходит с легким чувством вины, поскольку точно знает, что детей должно любить и образами их любоваться. Вина за эту странную неприязнь к ним отчасти лежит на авторах полотен, художниках третьего-четвертого сорта; на портретах работы Веласкеса та же легко узнаваемая инфанта Маргарита смотрится куда занятнее и привлекательнее.
56 детских портретов уроженцев Нидерландов, Испании, Австрии, Германии, Англии, Польши, Италии, успешно путешествующие сейчас по городам Америки и Европы, принадлежат фонду-музею семьи Якобер, расположенному в их имении на Майорке. Коллекцию, которая сейчас является частью национального культурного наследия Испании, Якоберы собирали почти тридцать лет. К каждому ребенку они относятся как к приемному, подолгу описывая журналистам его таланты, особенности характера, историю, происхождение – и тем самым проявляют снисходительность, которой не грешили ни портретисты, ни родители, готовившие отпрысков к суровой жизни. Не слишком надеясь на помощь амулетов и аллегорий, детей закаляли как сталь.
В центре экспозиции организаторы поставили столики, разложили картинки и контурные рисунки, чтобы нынешние дети, раскрашивая их, приобщались к культурному наследию. Но вряд ли наши юные современники признают в карликах, наряженных в тяжелый бархат и мерцающее золото, блестящих и стройных героев сказок.