Музей с предсказаниями
О выставке
По случаю 15-летия Московский музей современного искусства заглянул в прошлое, чтобы подумать о будущем.
На входе в «Музей с предсказаниями» по случаю круглой даты угощают печеньем, которое нужно незамедлительно съесть. Внутри, например, поэтическая строчка и номер работы, которую вы отыщете в залах, такой завет на будущее. Мне попалось «Счастлив, кто смело встает на защиту того, что любит» — не стану рассказывать, к какому творению прикрепили овидиевские слова, вдруг вам тоже попадутся именно они. Экспозиция, поднимающаяся со второго на третий этаж и спускающаяся обратно по обычно закрытой для публики лестнице (которую специально перегородили фальшстеной, чтобы зритель не свернул ненароком не туда раньше времени — пространством занималось бюро FORM), — уже шестой вариант аранжировки коллекции ММОМА.
За кураторский руль взялся директор Василий Церетели. Но не один, а вместе с музейными сотрудниками Андреем Егоровым и Анной Арутюнян. Они сплели воедино историю искусства XX – начала XXI века и рассказ о музее (здесь не только показывают историю ММОМА, например, в статистике посещаемости топовых выставок или в таблице того, что любят есть сотрудники музея, но еще впервые запускают вас в библиотеку с громоздящимися, как в фильмах, до потолка стеллажами и даже в депозитарий), а также решительно перемешали прошлое с настоящим и будущим. Разделы так и называются: «Гости из прошлого», «Назад в будущее» и «Вечное настоящее». А уж внутри них вы сами считаете и про тему памяти, и про детство, и про отдельного человека как героя своего времени — хоть «маленького», хоть вождя пролетариата с кинетической конструкцией Александра Колдера в руках — в работе соц-артиста Леонида Сокова.
И поскольку идея не в том, чтобы расставить оценки, а в желании проследить сквозные мотивы и разные взгляды на них, то, например, за общественное пространство и за общее дело, за память о прошлом отвечают и «Доска почета» в типичном для Аркадия Петрова ироничном, наивном (в хорошем смысле слова) стиле, и красный «коврик» нового академика Тимура Новикова с фото гипсового пионера, и «Трибуна», на которой стоит бюст из буханок (у Ирины Кориной), и «Завод» Дмитрия Налбандяна. В ММОМА не боятся рисковать и сталкивать такое лбами, и это уже само по себе любопытно как любая новая интерпретация. А так, конечно, тут будет человек-собака Кулик, и прокомпостированные латунные пластины — «Билеты в рай» Осмоловского, и тест на знание будущего «Все 1) будет хорошо 2) равно 3) обойдется без меня» от уличного художника Кирилла Кто.
Конечно, предугадать, как слово отзовется, не дано, но, из настоящего глядя в прошлое, иногда удается предчувствовать будущее.
Иллюстрация: Ирина Старженецкая. Четверо в саду. 1989