Джефф Уолл
О выставке
Хитом биеннале можно считать выставку Джеффа Уолла, который то ли разрушает традиции, то ли их реанимирует.
Джефф Уолл очень известный в России художник. Четыре года назад его работу, показанную на немецкой территории знаменитой выставки «Москва Берлин», не пустили в Исторический музей, где размещалась российская часть проекта. Большая, размером 3 х 4 м, работа называлась «Картина подразделения десантников Красной армии, попавшего в засаду в Афганистане зимой 1986 г.». Ее грубый натурализм развороченные кишки, снесенные черепа так потряс соответствующие органы, что в Москву страшную штуку не повезли.
Не будет ее и сейчас на большой персональной выставке «специального гостя» Биеннале. А жаль, потому что в оскорблении национального достоинства советского человека Уолла обвинить нельзя. Просто этот заклятый концептуалист занят своим не совсем веселым делом исследованием смысла искусства. Именно в этих целях он тщательно расставлял и раскладывал статистов в мундирах Советской армии, потом фотографировал получившуюся сцену, работал с «Фотошопом» и затем отпечатал получившуюся картину в огромном формате. И переплюнул по силе воздействия нашего Верещагина.
Еще от Уолла досталось Эдуарду Мане, Теодору Жерико, Густаву Курбе и почти всем классикам фигуративной живописи. Французы и прочие «музейные» народы, с национальным достоянием которых этот канадец бессовестно манипулирует, не обижаются. Ведь проблему он ставит очень серьезную: насколько правдива фотография и что такое реалистичная картина. Любую, самую убедительную фотку запросто можно сфальсифицировать так, что сама реальность по сравнению с нею покажется жалкой пародией. Даже солидные информагентства попадаются порой на таких штучках. Уолл (кстати, верный ученик наших авангардистов, которые тоже отталкивались от фотожурнализма) доказывает еще более ужасную вещь драгоценную классическую картину тоже очень даже можно изобразить с помощью приемов фотоискусства. То есть коварный постмодернист посягает на самое святое.
Однако в последнее время музейные провокации и манипуляции, похоже, Уолла изрядно утомили, и он перекинулся на сцены уличного насилия и прочие понятные сюжеты. Выхваченные случайным взглядом уличные потасовки, тело, распростертое на полу какой-то неприбранной кухни. Все эти сюжеты только на первый взгляд кажутся пустыми, простыми и банальными. Но затягивают в себя ничуть не менее радикально, чем картины малых и больших голландцев, которые из таких незначительных сюжетов и делали великое искусство. Главное хорошо присмотреться. Точно так же, как и к фотокартинам Джеффа Уолла, который на производство каждого сюжета тратит едва ли не по полгода. Ищет подходящую натуру и натурщиков, подбирает костюмы и декорации, выстраивает свет, композицию. Совсем как какой-нибудь старый мастер.