Мы на елку повесим звезду
О выставке
В рамках проекта “Рукописи не горят” в Музее архитектуры проходит выставка “Мы на елку повесим звезду”. На ней вспоминают Москву 30-х, в которой происходило действие “Мастера и Маргариты” Михаила Булгакова.
Роман "Мастер и Маргарита" изменил самосознание москвичей не меньше, чем квартирный вопрос. К 65-летнему юбилею книги и выходу сериала Владимира Бортко был организован проект "Рукописи не горят", частью которого стала выставка "Мы на елку повесим звезду" в Музее архитектуры: на ней вспоминают исчезнувшую Москву 30-х, представляют мелкие приметы той эпохи. Экспозиция составлена из фотографий, вещичек, мебели, которыми пользовались писатель и его герои, – свидетельств убогого быта скромных жителей столицы. Ее дополняет фильм "Какой интересный город", смонтированный из фрагментов кинохроники тех лет. В его кадрах сохранились с трудом узнаваемые виды той Москвы, в которой жил Булгаков и происходило действие его романа: улицы, по которым носились герои и гремел роковой трамвай, отрезавший голову Берлиоза, танцы в мюзик-холле, кухни на 10 примусов. В этом простом до примитивности укладе квартирные мучения становились темой документальных фильмов – вместе с гимнами новой архитектуре и широким проспектам, под которые расчищали и сносили город.
В названии выставки использовали слова Вертинского из песни "Доченьки". Звезда на елке, "помилованной" в 1936 году и разрешенной к установке в жилищах на Новый год, – символ новой эпохи, соединявшей революцию с осколками традиционных ценностей. Воссозданная сталинская елка станет центром выставки. Вместе с патефонами, вазочками, этажерками она смягчит суровость нового города, активно теснившего перед войной старую, патриархальную Москву. В эпилоге выставки покажут послевоенные достижения – слайд-шоу по книге "Высокий сталинский стиль" завершат новые проспекты и высотки, которых не увидели ни Воланд, ни сам Булгаков, ни даже Иосиф Джугашвили.