PROзавод









О выставке
Еще раз о любви. К индустриальному пейзажу.
Заводские трубы, в лихих ракурсах образующие величественные пейзажи, — памятники индустриальному прогрессу. Заводские будни с перекусывающими рабочими. Донбасский шахтер-ударник Никита Изотов, серию о котором снял Марк Марков-Гринберг в 1933-м и которая потом попала на страницы немецкого, французского и бельгийского журналов — о своих героях время трубило агитационным языком искусства, но умудрялось показать эпоху с человеческим лицом: все помнят, что труд облагораживает.
Завод ЗИЛ с «Последним душем» для новенького автомобиля, за которым наблюдал Валентин Хухлаев. Радость труда на снимках Бориса Игнатовича и Якова Халипа — и грустная поэтика интерьеров сегодняшнего «Уралмаша», в которых в 1989-м стены расписал заводской художник-оформитель Геннадий Власов, а из сегодняшнего далёка на все это взирает Денис Тарасов. Тут без особых затей собрали разные поколения фотографов (странно, что обошлись без Родченко), от тех, кто воспевал жизнь пролетариев в Стране Советов, до современников вроде Михаила Розанова, отстраненно-холодно и не без эффектности в духе Бернда и Хиллы Бехер снимающего архитектуру как стерильно-величественный монумент былому времени. Кое-где взгляды «тогда» и «теперь» сопоставляются, практически сталкиваются лбами — впрочем, это вовсе не обязательно, чтобы показать различие интонаций. Когда фотографу есть что сказать, это чувствуется даже на такой не самой интересной большинству зрителей теме.