Лучшей подготовкой к просмотру этого красочного батального полотнища было бы чтение Геродота, посвятившего Греко-персидской войне V века до н. э. изрядное количество страниц своей «Истории». Там он подробно объясняет расстановку политических сил, рассказывает, почему спартанцев было только триста, сколько дней и как они сдерживали на порядки превосходившую их армию персов и почему погибли. К тому же автор комикса «300» (а фильм верен ему на 90%) Фрэнк Миллер отталкивался именно от сочинения великого эллина. Это и отличает «300» от иных пеплумов, а здешних спартанцев — от других героев меча и сандалий.
Вольфганг Петерсен в «Трое» прилаживал к Гомеру исторический контекст, Оливер Стоун поверял биографию Александра Македонского голливудским психоанализом, а художник Фрэнк Миллер и режиссер Зак Снайдер отдались во власть геродотовских преувеличений и мифов. У Геродота ведь и спартанский царь Леонид — прямой потомок Геракла, и стрелы буквально закрывают солнце. Продолжая в том же духе, Снайдер превращает героев в античные скульптуры и мясные машины (фильм придется по вкусу подписчикам гей-журнала Beefcake), насылает на них чудищ во вкусе Питера Джексона, красит небо золотом, пускает в него фонтаны алой крови и засевает землю отрубленными конечностями.
Снайдер вообще большой мастер по расчлененке и мифам. Два года назад он с той же изуверской прытью перетасовал хрестоматийный «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро. Теперь с помощью Миллера передал кровавый привет Геродоту и знаменитому пеплуму 60-х.
По большому счету «300» — не традиционное кино, а скорее грандиозная фреска из храма войны или даже батальное порно. Зрелище завораживающее и не поддающееся оценке Американской киноакадемии: цензоры с перепугу впаяли фильму строжайший рейтинг R, что не помешало ему собрать в Америке рекордные 70 миллионов уже в первый уик-энд. Больше из таких «взрослых» картин сходу брали только вторая «Матрица» и «Страсти Христовы».