- Страна
- Великобритания
- Режиссер/Постановщик
- Мортен Тильдум
- Длительность
- 114 мин.
- Премьера в мире
- 29 августа 2014 г.
- Премьера в России
- 5 февраля 2015 г.
- Бюджет
- $14 000 000
- Сборы, в мире
- $233 555 708
- Сборы, в России
- $3 171 684
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
По старомодным медным проводам основанной на реальных событиях «Игры в имитацию» бегут секретные коды, тайные смыслы и запутанные послания. Неудивительно для фильма, пересказывающего ключевые эпизоды в трагической биографии самого известного криптографа в истории – Алана Тьюринга. Математик, гений, отъявленный социопат, в начале 1940-х Тьюринг даже оказался полезен родине – та призвала его помочь расшифровать знаменитый код «Энигма», который использовали в своих радиопередачах нацисты. Подвиг Тьюринга в военное время еще не одно десятилетие был засекречен – более того, он не помешал властям в начале 1950-х осудить его за гомосексуализм, тем самым подталкивая и так хрупкого ученого к трагическому финалу.
Это впечатляющая, берущая за душу судьба – и Бенедикт Камбербатч в роли Тьюринга выдает перформанс, который оказывается сложнее и многограннее, чем сам фильм. Сценарий то и дело проговаривает поднимаемые темы вслух, особенно упирая на пошлый слоган «Иногда именно люди, от которых никто ничего не ждет, делают самые неожиданные вещи». Камбербатч, впрочем, будто не обращает внимания на непритязательность сюжета и режиссуры. Его Тьюринг – странное, целеустремленное, порой карикатурно бескомпромиссное существо, немало напоминающее другие лучшие роли британца, от Ассанжа до Шерлока.
Фильм охватывает три периода жизни Тьюринга: детство, военную службу и последние годы жизни в начале 1950-х. За кадром звучит его собственный комментарий к описываемым событиям: это сам Тьюринг пересказывает свою биографию полицейскому (Рори Киннер), арестовавшему его за непристойное поведение (гомосексуализм в Британии середины прошлого века был уголовно наказуем). При этом «Игра в имитацию» будто стесняется трех столпов истории Тьюринга: секса, науки и самоубийства, предпочитая намекать на них, но не погружаться в детали.
Вместо этого фильм фокусируется на военном периоде в жизни Тьюринга, который он изображает как драму одаренного одиночки, не вписывающегося в коллектив: режиссер Мортен Тильдум старательно показывает конфликты Тьюринга с вышестоящим начальством и его сложные отношения с коллегой по расшифровке нацистских сообщений (Кира Найтли), которая короткое время даже была его невестой. По-настоящему трогательными, правда, получаются не эти эпизоды, а сцены из школьной жизни вундеркинда, хрупкого, заикающегося, влюбленного в одноклассника. Куда менее чувственным получается более поздний «роман» героя – с гигантским прото-компьютером собственного изобретения, названным им Кристофер по имени школьной любви.
Проще говоря, чтобы понять основные идеи этого бодрого, но не выдающегося фильма, не нужно обладать даром Тьюринга к расшифровке. Мысли Тильдума и его сценаристов о кодах – морали, поведения, немецких шифровок – считываются легко, не озадачивая, но и не впечатляя. К счастью, эффектный выход Камбербатча с лихвой это компенсирует – расшифровывать проделанную им здесь работу хочется и спустя не один час после финальных титров.