Вакханки
О спектакле
Греческая трагедия — правильное начало театра. Первая премьера в обновленном «Электротеатре Станиславский».
26 января откроется после реконструкции до неузнаваемости преображенный Театр им. К. С. Станиславского — под новым названием «Электротеатр Станиславский». Занимавший прежде все фойе гардероб переместился на цокольный этаж, а прилегающий ресторан и вовсе съехал, оставив светлое пространство, оборудованное теперь под экспозиции любой сложности, концерты и уютное кафе. Вполне традиционный зрительный зал теперь стал огромным, прекрасно оборудованным трансформером, способным выполнить любые замыслы художника. Но главные изменения произошли с репертуаром. Вернее, прошлый репертуар исчез совсем. А на открытии сыграют первую премьеру нового.
Художественный руководитель Электротеатра Борис Юхананов решил, что лучшим началом будет классическая греческая трагедия, поставленная современным греческим режиссером. Европейская знаменитость Теодорос Терзопулос поставил «Вакханок» Еврипида. Сюжет, как и полагается, мифологический: Дионис обиделся на фиванскую царицу Агаву и ее сына Пенфея за то, что те не признавали его божественного происхождения. В отместку он довел Агаву во время вакхических плясок до такого безумия, что она растерзала собственного сына.
Терзопулос объясняет свой выбор тем, что в трагедии Еврипида поставлен онтологический вопрос: что есть человек? «Мы видим конфликт между инстинктами и логикой. Дионис воплощает инстинкты, а Пенфей — логику. Сегодня у людей нет конфликтов — с самими собой или с другими людьми – нет, они пассивны. Они заняты потреблением. В эпоху глобализации мы видим, что мы — жертвы продуктов. Мы сами — продукт. Вот в чем проблема. Мы пассивны. Мы ходим на работу, сидим перед телевизором, едим, смотрим на войны, как на какой-нибудь хороший спектакль. Чувствительность ушла. Гуманизм ушел — эта идеология умирает. Я ставил эту пьесу тридцать лет назад. Когда ставишь такую пьесу, нужно соблюдать некоторые условия. Идея у трагедии большая, и энергия на сцене должна быть большая. Потому что ты видишь бога в образе человека, ты видишь богов на сцене, слушаешь диалоги людей и богов — это не семейная история. Это религиозный, сакральный театр, отличающийся от психологической драмы. Здесь, в Электротеатре, мы нашли хороший способ работать с актерами. Они открыты, у них много энергии».
«Вакханки»
Еврипид. Режиссер Т. Терзопулос.
Пн 26, ср 28 января, 19.00, Электротеатр Станиславский
Фото © Алексей Лерер