Штрихом по форме: рисунки, шаржи и карикатуры на архитекторов
О выставке
Экспозиция знакомит зрителя с неформальной частью жизни архитекторов: шаржами, портретами, набросками.
Выставку архитектурных шаржей придумали молодые сотрудницы Музея архитектуры Ирина Финская и Екатерина Тараканова. Здесь собраны не только рисунки «для внутреннего пользования» в кругу друзей – есть и целый разворот для журнала «Крокодил». В 1937-м график Константин Ротов сочинил карикатурное посвящение I Всесоюзному съезду архитекторов – мэтры там, как циркачи-эквилибристы, парят по целому журнальному развороту.
С одной стороны, шарж на архитектурного «тяжелоатлета» Бориса Иофана: 1936-й, жаль, автора время не запомнило – в следующем году грядет Международная выставка в Париже, советский павильон которой строил Иофан, и увенчали сооружение «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Так вот Иофан сам тут оказался в позе устремившегося в светлое будущее монумента Мухиной, держа здоровенный молот и напоминая гальюнную фигуру, какие украшали носы кораблей.
С другой стороны, тут не только архитектура в жизни. Ко всем изображенным персонажам прилагается справка – кто, где, когда и что строил: любитель классических форм Иван Жолтовский или конструктивист Иван Леонидов, который на шарже Владимира Калинина «Пройденный путь» скачет в образе восточного визиря на коне средь своих задумок фантастических форм (и даже хвост зверя напоминает антенну). Но есть здесь и реакция архитекторов на жизнь. Вот Георгий Гольц рисует «Кухонное рабство» с пригвожденной цепями к заставленной кастрюльками кухне дамочкой. Дамочка эта вида весьма эмансипированного – сквозь витиеватый наряд просвечивает нагая грудь, а ее головка с каре склонилась на бок одновременно и томно, и со страданием на лице неимоверным, достоверным, почти как у античных героев.
Истории людей, да и отчасти историю вообще (выставка несколько раз меняет фокусировку) можно посмотреть, так сказать, с черного хода, через смешное. Само- и просто ирония помогает в трудные времена. Только вот с сегодняшней историей это получается не всегда.